Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
19
сентября
ср
Ночь +9
День +18
Бензин в Омске
АИ-9237.25АИ-9539.35
АИ-9843.00ДТ40.55
USD66.86 67.25
EUR78.10 78.55
 ПокупкаПродажа
CCBot/2.0 (https://commoncrawl.org/faq/)

НовостиКультура в Омске

Большое везение Анатолия Мотовилова

«Вечёрка» завершает встречи с деятелями культуры, занесёнными в омскую Книгу почёта в этом году. И сегодня наш гость - заслуженный артист России Анатолий Мотовилов, ведущий мастер сцены Музыкального театра и солист-вокалист муниципального ансамбля танца «Иртыш».
12.09.2012 16:08
Поделиться:

Полковой запевала

Анатолий Иванович, родившийся в 1948 году в селе Будилово Кировской области, петь начал с детства. В школе участвовал во всех праздниках, в каждом концерте. До сих пор с теплотой в голосе вспоминает своего учителя пения: ведь именно там, на уроках, и родилась впервые мысль посвятить себя вокальному искусству.

– Мне повезло, – говорит Мотовилов, и эта фраза еще не раз промелькнет в нашей беседе. – Мой педагог по пению очень хорошо знала свой предмет, теорию музыки, играла на фортепиано, баяне и гитаре – и она умела настроить учеников. Меня это всё так увлекло, что с класса восьмого начал вынашивать в мечтах профессиональные занятия вокалом. Наверное, потому, что все-таки был голос – я еще не знал, как пою, записей ведь тогда не было. Говорят, что пел хорошо. А потом, после школы, конечно, армия – как у каждого мужчины. Мы обязаны были пройти армию, два года посвятить Родине.

Служение Родине оказалось неразрывно связано со служением искусству. Правда, пока самодеятельному – творческий путь будущего заслуженного артиста продолжался на полковых концертах, гастролях по подразделениям войсковой части в городе Фрунзе (ныне Бишкек. – Прим. авт.). Тогда-то, вспоминает артист, и удалось побороть чудовищный страх перед сценой. И конечно, было не открутиться от вечного «Мотовилов, запе-е-вай!». В любой мороз и дождь, днём и ночью Анатолий заводил: «Шла с ученья первая рота у деревни на виду, да на виду» – и марширующий строй подхватывал: «На виду!» Так и пели: строчку – Мотовилов, два слова – сослуживцы.

Первая встреча

– В армии пошли записи на ТВ и на радио, – рассказывает Анатолий Иванович. – Руководителем художественной самодеятельности у нас был майор Олифанов. И мы с ним записали на радио дуэт «Русские берёзы», в котором у меня была сольная партия. Я, слушая запись, не узнал, говорю: «Кто это поёт?» – «Ты». Тогда я впервые услышал свой голос со стороны, это было настолько неожиданно! И приятно: приятный тембр, приятный голос. Майор посоветовал мне заниматься пением серьезно. В армии подтвердилось мое желание посвятить себя профессии вокалиста, я поверил в себя – меня в этом убедили. Было, конечно, другое желание – работать на заводе или на стройке, но творчество перетянуло чашу весов. Если позволяет природа, то петь – это прекрасно!

Лёгкая «кухня»?

После армии Мотовилов поступил на подготовительное вокальное отделение при Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского в Свердловске.

– И мне сразу повезло: моим педагогом оказался народный артист России Ян Вутирас – оперный певец с роскошным голосом. В консерватории, куда я поступил после двух лет подготовительного отделения, мне тоже повезло: я попал к заслуженной артистке России Маргарите Глазуновой, оперной певице. У обоих, кроме вокального, был великолепный актёрский дар. Они учили быть на сцене не просто певцом, но и актером: знать, зачем выходить, знать, как донести песню до зрителя, – говорит Мотовилов. – Конечно, нас нельзя сравнивать с драматическими актёрами: драма – очень тонкое искусство, высокое мастерство. А нам, вокалистам, легче: у нас ведь многое заложено в рамки условностей, за нас многое делает композитор, нами руководит дирижёр. Так что наша «кухня» проще. Хотя, может, кто-то из коллег со мной не согласится. Но, думаю, я в драме бы работать не смог: это искусство избранных.

И простак, и герой

В 1978 году тенор Анатолий Мотовилов окончил консерваторию и приехал в наш город по приглашению Омского театра музыкальной комедии – оставалась еще пара лет до того, как театр переехал в новое здание и поменял статус на Государственный музыкальный. Театром, которому не изменяет с тех пор, артист доволен: считает, воплотил всё, что позволяли вокальные, творческие и внешние данные. С небольшой оговоркой: всё – из миллиона написанных произведений – никогда не перепеть.

– Я занят в каждом спектакле. По молодости я не отказывался ни от каких, пусть даже самых маленьких ролей. Мог выйти с подносом: «Кушать подано!», мог сыграть главную роль. Некоторые считают, что если ты пришел героем-любовником, то и нужно до конца делать своё дело, не лезть в чужое амплуа. Так получилось, что мне приходилось и героем быть, и простаком. Пока молодой, нужно работать как можно больше, – звучит в словах вышедшего из крестьянской семьи артиста мудрость отцов. – Нельзя отказываться.

О своих ролях в Омском музыкальном театре артист может рассказать много. Вспоминает первый выход на сцену – в роли Николки в музкомедии Птичкина «Бабий бунт», когда ещё страх перед зрителем немного сковывал движения, но удалось поверить в себя, ведь кто-то бросил: «Все нормально у тебя, парень, будет! Работай, не тушуйся!». Вспоминает невероятную удачу, мечту каждого тенора – роль Париса в классической оперетте Оффенбаха «Прекрасная Елена»:

– Это настолько божественная музыка! И она дает возможность вокалисту раскрыть себя. Чтобы спеть Париса, нужно владеть верхним регистром, серединой, нижним регистром – большой диапазон, особая пластика. И актёрский образ был очень запоминающийся. Это одна из первых моих ролей, и мне она очень дорога.

Мотовилов играл Грициана в «Свадьбе в Малиновке» и Ржевского в «Давным-давно, или Гусарская баллада», пел Лёньку в открывавшей новое здание театра опере «В бурю» и графа Альмавиву в «Севильском цирюльнике». Вот танцевать разве что не приходилось – хотя некоторых коллег-вокалистов выпускали на сцену «хореографическими статистами».

И шапкой об пол!

В 1994 году Мотовилова пригласил муниципальный ансамбль танца «Иртыш» – разово, заменить заболевшего вокалиста. С тех пор Анатолий Иванович вот уже без малого двадцать лет не расстаётся с коллективом.

– Я ведь русскую песню обожаю! В ней выражена вся душа русского человека: и кураж, и юмор, и тоска, и слезы, и любовь – все что угодно в этой русской песне. С ансамблем «Иртыш» мы были на фестивалях в Испании, Аргентине, Бразилии. Всегда ждали: затянет песню русский человек – и шапкой об пол, и спляшет с горящими глазами! Вот такие песни любят, и лирику тоже. А уж «Катюшу» все знают, зрители постоянно просили спеть в финале. Про ансамбль «Иртыш» я долго могу рассказывать, – признается Мотовилов. И под занавес нашей беседы вновь звучит та самая фраза: – Мне в жизни повезло, что я встретился с этим коллективом. Что они в меня поверили.

Счастье быть Паганини

Еще одно везение Анатолия Мотовилова - роль Паганини в оперетте Легара «Струны любви», премьера которой состоялась в 1988 году. Очень сложный для вокалиста спектакль. Композитор передал в музыке весь характер скрипичного гения: взрывной, неуправляемый, нервный.

- Вокалисту надо брать предельный верх и низ, моментально менять регистр, быть и лиричным и взрывным - разным, - объясняет артист. - Не каждому тенору выпадает счастье спеть легаровского Паганини. Мне сделали характерный нос и длинные волосы. Известно, что у великого скрипача были длинные руки, и приходилось постоянно работать телом, создавая такую иллюзию. На скрипке я играть не умею: держал в руках, подражая скрипачам, следил за наклоном смычка, учился правильно его двигать. В общем, работа большая. Но я ходил на этот спектакль как на праздник. Настолько волнительно и трепетно было его работать! Даже дрожь была какая-то, когда выходил на сцену. Конечно, Паганини был гений непревзойденный, но внешне внушал страх... Сейчас я считаю, что эта роль мне не очень удалась. Сегодня я бы сыграл Паганини по-другому. Тогда еще молодой был, видимо...

Просмотров: 1129
Для печати Отправить другу На главную
Другие новости на тему:

Читайте также:

Изображение

К Дельфийским играм начали готовиться в омской «Шебалинке»

Музучилище проведет конкурс исполнителей на народных инструментах.

Читать далее →
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Сетевое издание «Омскпресс» (18+).

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 от 17.11.2016 г.

Учредитель: Харитонов Константин Николаевич.
Главный редактор: Чухутова Мария Николаевна.
Адрес редакции: 644042, Омская область, г. Омск, пр-т Карла Маркса, д. 20, офис 501, 8 (988) 253-57-79.
Электронный адрес редакции: redactor@omskpress.ru.
Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов: mary@omskpress.ru.
Для рекламодателей: adv@omskpress.ru
Счетчик