Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
25
сентября
вт
Утро +11
День +20
Бензин в Омске
АИ-9237.25АИ-9539.35
АИ-9843.00ДТ40.55
USD67.70 66.29
EUR77.70 77.90
 ПокупкаПродажа
CCBot/2.0 (https://commoncrawl.org/faq/)

НовостиКультура в Омске

Лев Додин: «Компьютер уничтожает культуру»

Художественный руководитель и директор знаменитого петербургского Малого драматического театра - Театра Европы Лев Додин побывал в нашем городе 26 июня. Спектакль «Три сестры» в его постановке закрыл театральный фестиваль «Академия», а сам мэтр, воспитавший не одно поколение актёров и режиссёров, рассказал читателям «Вечёрки» о своих убеждениях и опасениях.
11.07.2012 14:37
Поделиться:

О квазитворчестве и шоке технологий

- Огромная проблема современных театров, которая уже затронула Европу и Америку, - это нежелание большинства молодых артистов связывать себя узами долгосрочных обязательств с драматическим театром. Театр платит намного меньше, чем ТВ, реклама и кино. Такая проблема постепенно настигает и Россию, где молодым артистам, независимо от их дарования, находится большой простор для квазитворческий деятельности. Театр оказывается в неравном положении. Пока мы будем переживать шок высоких технологий и массового общения, эта проблема будет серьезной. Когда снова станет важным общение непосредственно «из сердца в сердце» - а потребность в этом обязательно возникнет, - снова станет важным зрелище, которое могут увидеть одновременно не миллионы человек, а максимум человек пятьсот. Когда это снова станет суперэлитным, важным и дорогим, тогда, я думаю, обретет новое дыхание и театр.

О чтении и рубленых мыслях

- Большой европейский театр, на мой взгляд, - театр глубокого постижения человека, изучения души, театр больших мыслей, больших чувств, - элементарно говоря, длинных мыслей. Если вы сегодня послушаете большинство спектаклей, то услышите, что артисты почти не могут выговаривать длинные мысли великих писателей. Они их рубят на маленькие кусочки, и мысли теряют свой смысл, они перестают быть мыслями. Если почитаете сегодняшних драматургов - они чаще всего пишут короткими репликами. Или герой молчит, вякает, вякает - вдруг из него вырывается одинокий монолог, потом он снова замолкает, и опять начинается вроде как некоммуникабельность. Происходит потеря способности читать и понимать большой текст, проходить путь познания вместе с автором. Сегодня это забывается - отчасти оттого, что мы мало читаем, отчасти оттого, что мы все меньше, все лаконичнее общаемся.

О черновиках и эсэмэсках

- Я иногда с ужасом думаю, что от нас останется... Из эсэмэсок архив не создашь, и в собрание сочинений не вставишь переписку по мобильному телефону. А ведь из писем Чехова, из его переписки и дневников родилась большая часть его произведений. Я практически не умею пользоваться компьютером, но когда наблюдаю, как им пользуются мои помощники, понимаю: он уничтожает черновики, их не остается. А культура создается, в общем-то, на базе черновиков, наличие черновиков и делает произведение произведением. Что бы мы сегодня делали, не имея черновиков Пушкина, зашифрованной десятой главы «Евгения Онегина» и так далее? Какого пласта культуры мы лишились бы!

О театральных дураках

- Мне кажется, на самом деле потребность у зрителя в серьезном театре, постигающем человека, очень велика - несмотря на то, что публике в таком театре бывает трудно. Я убежден: зрителю интересно пережить в театре то, чего он не ожидает пережить. Поэтому когда мы ссылаемся на вкусы зрителя - это всё абсолютная неправда. Зритель ничего не может хотеть, кроме того, что уже видел. Он видит Пугачеву - хочет Пугачеву, а если ему чаще показывают Эдит Пиаф, может, он захочет Эдит Пиаф. Он может хотеть только повторения, отсюда и понятие «звезда» - это то, что повторяется, все ждут одного и того же. Почему я не люблю этого термина в театре - потому что в театре весь смысл в том, чтобы человек не повторялся. Зрителю хочется пережить то, чего он еще не переживал, сострадать тому, кому он в жизни не сострадал, обнаружить, что люди испытывают в жизни те же проблемы, что и он. Поэтому я убежден: когда мы говорим, что обслуживаем публику, а она дура и приходится быть тоже глупыми, это глубокая неправда. Это мы глупые и делаем из себя дураков, а из публики - идиотов. И здесь наша общая глубокая вина. Зритель, как бы его сегодня ни ругали, мне кажется, сейчас растет и развивается быстрее театра. На таких спектаклях, как «Дядя Ваня», «Три сестры», «Бесы» (этот спектакль в постановке Льва Додина идет 9 часов - прим. авт.), «Король Лир», я вижу все больше молодых лиц.

О театральной химии

- Я видел, как омичи смотрели «Три сестры». В первом акте зрителям было непросто включиться в неторопливый ход мыслей, непрямой ход чувств, но на глазах совершалась работа - сложная для зрителя. Ко второму акту стало гораздо легче и публике, и артистам, ведь уже пережили, уже встречали знакомых. Особенно тяжело всегда приходится тем, кто смотрит премьеру. В театре какая-то химия существует - зритель, пришедший на второй спектакль, гораздо спокойнее премьерного, и так во всем мире. В первом спектакле на зрителе как будто висит какая-то тяжесть, ему нужно вынести приговор, он не знает, с чем встретится. Оттого и артисты напряжены. Приходит второй зритель - и уже всё нормально. Вот почему я ненавижу премьеры и всё время думаю, как обойтись без них. Не получается. Мы даже пытались играть «платные генеральные со зрителем», чтобы убрать само слово «премьера». Все нормально. Но как только происходит премьера, пусть даже после трех платных генеральных, всё кардинально меняется, все артисты как будто бы на вахтпараде. Это безумно трудная профессия, надо сказать. Думаю, я на месте артистов не вышел бы на сцену - к неизвестному зрителю, в неизвестном городе... Нет, я бы пошел подальше от театра.

Просмотров: 665
Для печати Отправить другу На главную
Другие новости на тему:

Читайте также:

Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Сетевое издание «Омскпресс» (18+).

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 от 17.11.2016 г.

Учредитель: Харитонов Константин Николаевич.
Главный редактор: Чухутова Мария Николаевна.
Адрес редакции: 644042, Омская область, г. Омск, пр-т Карла Маркса, д. 20, офис 501, 8 (988) 253-57-79.
Электронный адрес редакции: redactor@omskpress.ru.
Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов: mary@omskpress.ru.
Для рекламодателей: adv@omskpress.ru
Счетчик