Шебалину подарили шапито в Музыкальном театре

Культура

Шебалину подарили шапито в Музыкальном театре

Музыкальный театр отметил 110-летие нашего прославленного земляка Виссариона Шебалина постановкой его комической оперы «Укрощение строптивой» по произведению Уильяма Шекспира. Спектакль выпустили аккурат ко дню рождения композитора, премьера состоялась 11 июня.

Екатеринбургский режиссер, лауреат «Золотой маски» Кирилл Стрежнев не первый раз работает с труппой омского Музыкального театра. Шекспировская комедия стала его одиннадцатым по счету спектаклем для омского зрителя. Еще до премьеры Стрежнев предупреждал журналистов: на сцене будет цирк, в прямом смысле слова — действие произведения английского классика перенесут на арену, а герои предстанут в образе животных. Мол, хотелось немножко пошалить. Но заверил, что такая шалость не пойдет вразрез с шекспировским сюжетом и музыкой Шебалина, всё будет гармонично.

Занавес открылся. На сцене — декорации шапито, дрессировщик Баптиста (в пьесе отец главных героинь), жеманная болонка Бьянка, строптивая пантера Катарина, лихой конь Петруччо… И вот идея режиссера внести новую ноту в старый классический сюжет мне уже не кажется интересной.

Быть может, сыграло то, что «Укрощение строптивой» — любимое с детства произведение, но все происходящее воспринималось как балаган, шапито с отрицательной интонацией. Бьянке признаются в любви два воздыхателя (тоже, псы, кстати), а она в ответ глупо улыбается и по-собачьи подергивает ножкой, пошленько так… Баптиста представляет публике своих дочерей, указывая на пантеру и собаку. Снова Баптиста, на сей раз беседует с конем по имени Петруччо: мол, знавал я твоего отца, хороший был человек… Картинка на сцене отказывается увязываться в голове со словами персонажей, от этого оперное пение воспринимается еще тяжелее.

— В третьем акте мы выходим на ту щемящую ноту, когда возникает истинная любовь этих героев, которые резвятся, играют в бокс на сцене, — говорил Кирилл Стрежнев. — Очень много в спектакле всякого хулиганства, и в конце концов животные становятся людьми…

Мне, зрителю из зала, этот момент уловить не удалось. Животные людьми уже не воспринимались. Видимо, шалости постановщиков слишком затянулись, комическая опера превратилась в шапито.

Юбилей Шебалина получился веселым, озорным, но настоящего праздника у Музыкального, на мой взгляд, не вышло. Потому что после хорошего праздника не бывает так обидно… за Шекспира.

ОмскПресс