Юрий Чернов отыскал в Омске сестёр

Культура

Юрий Чернов отыскал в Омске сестёр

На фестивале детского кино «По дороге с облаками», организованном БУК «Кино-досуговое объединение», побывал народный артист России Юрий ЧЕРНОВ. Артист, дебютировавший в кино в роли Сыромятникова («Доживём до понедельника»), рассказал корреспонденту «Вечёрки» о своих сценических кульбитах, мобильных коллегах и омских родственниках.

И швец, и жнец

Юрий Чернов, открывая детский кинофестиваль, провел несколько творческих встреч с маленькими омичами, представив им программу «Хочу в артисты!». Детскую аудиторию в несколько сотен человек артист держал потрясающе: читал стихи, исполнял песни и даже выделывал (в солидном-то возрасте!) цирковые трюки вроде балансировки стулом на лбу.

– Раньше, когда было бюро пропаганды советского киноискусства, я очень часто выступал перед детьми. Ведь я был одним из немногих актеров кино, имевших детскую программу, – рассказал артист. – Уже тогда понимая, что это очень сложно. Но помогало и помогает до сих пор цирковое образование (Московское цирковое училище – прим. авт.). Это сейчас я просто старый и немного чего делаю, а раньше и кульбиты были на сцене, и булавами жонглировал, и даже крутил аппарат киномеханика.

В Омске киномеханика заменили компьютер с проектором, а вот песни Юрий Николаевич исполнял под живую музыку, сам себе аккомпанируя на гитаре, ещё – играл на губной гармошке. Но этим круг музыкальных инструментов, подвластных Чернову, не ограничивается.

– Гармошка-двухрядка, балалайка, труба, кларнет, – перечисляет народный артист. – Конечно, я не владею ими как профессиональный музыкант – этим же надо постоянно заниматься, репетировать. Но если надо куда вставить эпизод: в фильм, в спектакль – прорепетирую и сделаю. Всем этим занимался в училище.

 

Родня

– В кино цирковой опыт всегда помогает: всё какие-то трюки придумываю сам, чтобы было смешно, – продолжает Чернов. – Но я не актер кино, я мечтал служить театру, и всю жизнь работаю в театре.

Сейчас Юрий Николаевич играет в театре «Школа современной пьесы», его партнеры по сцене – Альберт Филозов, Сергей Юрский, Татьяна Васильева, Елена Санаева. Когда-то в нем играла и наша знаменитая землячка Любовь Полищук. Кстати, и для самого Чернова Омск – город не чужой, он первый раз приезжал к нам еще в детстве. Ведь здесь живут его двоюродные сестры Наталья, Татьяна и Людмила, с которыми артист и встретился.

– Мой приезд стал для них сюрпризом – они не знали, что я буду открывать фестиваль. А я, будучи в Омске, просто не мог не разыскать своих сестер. Нашел номер, позвонил, приехал… Татьяна плакала навзрыд, а Наташа ее успокаивала, – с теплой улыбкой вспоминает актер встречу с родными. – Наташа оставила фамилию отца, родного брата моего папы, так что она, как и я, – Чернова.

 

Не те характеры

Своих молодых партнеров по театру и кино – Вадима Колганова, Кирилла Емельянова – народный артист называет талантливыми и целеустремленными ребятами. Он с сомнением покачивает головой в ответ на расхожее мнение – мол, старая актерская школа уходит, а смены подходящей нет:

– Я так не могу сказать. Да, может быть, что-то уходит, но ведь появляется другое! Нынешняя актерская молодежь – технари, они быстро схватывают и впитывают, они мобильные. Это же тоже очень важно! Вот почему сейчас не смотрят старые советские сказки? Да потому что ритмы другие. Сейчас на экране всё должно мелькать. И вот эти молодые актеры как раз умеют делать всё быстро. Они «в теме», они в этом времени живут – и это хорошо. А у нас было другое время, более замедленное и психологичное. Но ведь сейчас и драматургии нет. А актер-то на материале оттачивает свое мастерство. Да, есть хорошие авторы, молодые, талантливые. Но всё равно это не та драматургия, не те образы и персонажи. Играешь ты в пьесах Шекспира – там страсти, темперамент, ярко выписанные характеры. А как ты вырастешь, как станешь хорошим актером, если ты один текст говоришь – и всё, нет ни образов, ни персонажей. Либо убийцы, либо насильники – что это за характеры? Однажды мой коллега рассказал историю: «Мне, – говорит, – подсовывают сценарий, я читаю – что такое? Вроде отыграл уже! А мне в ответ, мол, вы отыграли во второй серии, а сейчас снимаем двести пятидесятую». Тот же текст, та же сцена! А кто помнит, что было во второй серии? Да никто. Вот так зрителям и гоняю
т сериал по кругу.

ОмскПресс