Виктор Цой. Место для шага вперёд

Культура

Виктор Цой. Место для шага вперёд

Его жизнь — набор парадоксов. Мальчик-полукровка, рождённый в Ленинграде, рокер, ставший знаменитым в СССР, он пел, и ему подпевали миллионы. Премьеру документального фильма «Виктор Цой. Вот такое «Кино» смотрите в среду, 20 июня, в 20.15 на телеканале «ТВ Центр».

Момент истины для Виктора Цоя наступил в середине 80-х. На концертах в клубах и ДК он превращался из просто музыканта в Героя Эпохи. Почему именно он? Не самый громкий, не самый амбициозный. Не прирожденный бунтарь. Но в какой-то момент путь, который Цой выбрал сам, не дал ему права отступить.

Он вырос в обычной советской семье, в «спальном» районе Ленинграда. Отец — кореец по национальности — работал инженером. Мама, русская, — учительницей физкультуры. Они не принадлежали к тому слою питерской интеллигенции, которая изначально могла дать своим детям блестящее образование, знание языков, умение разбираться в искусстве и литературе.

В детстве Виктор собирался стать не музыкантом, а художником. После 8-го класса он поступил в училище имени Серова. Проучился там до третьего курса и вылетел из-за прогулов.

После этого пошел в ПТУ, на специализацию «резчик по дереву». Там педагоги оказались более терпеливыми… Деревянное панно работы Цоя теперь висит в училище — на видном месте. Жизнеутверждающие символы — солнце и царственные кошки — его незаконченная дипломная работа. Диплома он так и не получил, только справку об окончании. А в 1981-м Цой вместе с приятелем Алексеем Рыбиным создает свою рок-группу — «Гарин и Гиперболоиды».

Для всех рокеров того времени путь к широкой аудитории был закрыт. На телевидении и радио были совсем другие песни… Для питерских рок-н-ролльщиков единственной возможностью выступать легально был Ленинградский рок-клуб. Он существовал под надзором властей, но туда стремились попасть. Попадали лучшие. Цой тоже был принят.

Борису Гребенщикову Цой спел свои песни в электричке Петергоф — Ленинград. Гребенщиков смог их оценить. Именно Боб — как на западный манер называли его друзья — организует для Цоя и его группы студийную запись. Так появился «45» — первый альбом группы «Кино».

Согласно легенде, идея названия группы тоже принадлежала БГ.

Со своей будущей женой Марьяной начинающий рок-музыкант познакомился на дне рождения их общего приятеля, Марьяне было 23, а Виктору — 19. В конце вечеринки прямо у Цоя на лбу Марьяна написала губной помадой свой номер телефона. Он перезвонил. Так начались их отношения. В 85-м у них с Марьяной родился сын Саша.

Из воспоминаний Марианны Цой: «Начались нескончаемые хлопоты. У меня было плохо со здоровьем, а Витя целыми днями стирал пеленки и по ночам играл на гитаре на кухне».

В «Кино», наконец, появился полноценный состав. На место Алексея Рыбина пришел Юрий Каспарян, на бас-гитаре играл музыкант «Аквариума» Алексей Титов, которого потом сменил Александр Тихомиров. За ударную установку встал Георгий Гурьянов, который был даже не музыкантом, а художником. Музыканты наслаждаются первой славой, они выступают на фестивалях в Питере и срываются в Москву, чтобы дать квартирники. В столице у них много друзей, к которым после концерта можно ввалиться всей компанией.

Страна менялась на глазах. Люди учились жить по-новому. Они искали тех, кто бы показал им, как это делать. И Цой, с его естественным чувством собственного достоинства, вдруг оказался очень нужен. Он писал песни о том, о чем думали миллионы. После выхода картины «Игла» страна окончательно обрела своего последнего героя. Он одинок, немногословен, честен. И жертвует собой ради справедливости.

Альбом «Группа крови», который вышел вслед за фильмом, имел сумасшедший успех. Он как будто продолжение этой истории. Главного героя по прозвищу Моро убивают в последних кадрах, но песни продолжают звучать. А значит, смерть — это еще не конец.

В 89-м Цой окончательно перебирается из Ленинграда в Москву. Так удобнее для работы, продвижения группы, и потом, на это есть и личная причина. Из воспоминаний Марьяны Цой: «Последний период жизни Витя провел с другой женщиной. Ее зовут Наташа. Это длилось три года и было очень серьезно. О нашем разводе речи не было, потому что существовал Саша. Мы уже переросли эти женитьбы, развод
ы…»

Гастроли, поездки за границу, бесконечные съемки, интервью — все это изменило жизнь Цоя. Он перестал быть частью рок-тусовки. Он был внутри уже другой, огромной индустрии. Многие коллеги не понимали его. Другие открыто осуждали: «рок-музыканту не место в шоу-бизнесе». Настоящий творец должен быть голодным, страдающим, непонятным. И уж точно не делать музыку для масс…

Когда в новостях сообщили об автомобильной аварии под Ригой 15 августа 1990 года, многие с удивлением узнали: Виктору Цою было всего 28 лет. А он успел прожить такую БОЛЬШУЮ жизнь в такой МАЛЕНЬКИЙ отрезок времени. Он жил в эпоху перемен, когда на смену одной реальности приходила другая. И Виктор Цой стал одним из творцов нового мира.

«Цой — фигура, подобная Ангелу», — утверждал Борис Гребенщиков. Наверное, поэтому его фанаты говорят: «Цой жив», — ведь ангелы не умирают.

Премьеру документального фильма «Виктор Цой. Вот такое «Кино» смотрите в среду, 20 июня, в 20.15 на телеканале «ТВ Центр».

ОмскПресс