Итальянский профессор рассказал омичам про видеоарт

Итальянский профессор рассказал омичам про видеоарт

С 3 апреля по сегодняшний день на площадке ОГИС проходит цикл авторских лекций «История видеоарта» от итальянского гостя Антонио Джеуза.

Изображение

Профессор, доктор философии, куратор и известный критик из Италии, демонстрируя свой прекрасный русский, пообщался с омскими журналистами о видео, пиратах, искусстве и своем месте в нем.

По первому образованию филолог, Антонио Джеуза изучал русскую и английскую литературу. Когда пришло время выбирать тему кандидатской работы, выбор пал на российский видеоарт. Не подействовали и отговоры научного руководителя. «Если мы ничего не знаем, значит там ничего нет. Ничего хорошего нет» — таковы были мнения ученых еще каких-то 9 лет назад.

«Историю российского видеоарта, как археолог, копал, копал, потому что не было ничего, когда я начал свое исследование. Сейчас приятно, что многие об этом знают и ведут исследования свои», — делится молодой профессор.

И вот сейчас, когда за плечами годы поисков работ по изучаемому виду искусства, множество знакомых художников, Антонио Джеуза рассказывает о том, что же его привлекло именно в российском видеоарте, в чем его отличие.

«Видеоарту — 45 лет. Российский начался лишь 25 лет назад, когда все было подпольно, то есть не было галерей современного искусства. Это была уже перестройка. Уже воздух художники чувствовали по-другому, — поясняет Антонио. — Появились камеры, но не было публики — не было места, где показывать. И особенно видеоинсталляций не было. Поэтому все началось с диалога в публике, внутри общества художников».

В России много чего не было. Когда в Америке и Европе давали гранты в помощь художникам, здесь, отмечает исследователь, было возможностей меньше. Не было и коммуникаций искусств. Интересно, что видеоарт стал мостом между Россией и миром, ведь даже кассету VHS всегда легко отправить по почте. Еще более упростилась система (и усилилась связь) с появлением интернета. Отмечаются и особые, более интимные, темы в искусстве русском, где художники всегда ищут ответ на вопрос «кто я?».

«Видеоарт открывает глаза. Поэтому это не рекламные ролики, не музыкальные клипы. Это такие работы, в которые благодаря видеотехнологиям художники хотят рассказывать о чем-то. Всегда в видеоарте есть месседж, сообщение,» — говорит профессор.

Антонио Джеуза уже не первый раз посещает нашу страну. «Есть такое слово, которое я ненавижу – «провинция». Я этого не понимаю, — улыбается критик. — В принципе географически я понимаю, что это не Москва и не Питер. Провинциальный художник, провинциальная галерея — это чепуха. Есть, значит, минус или меньшая активность, чем в столице».

Разговор зашел и о культуре нашего региона. Не так давно в Омске проходил конкурс проектов среди студентов творческих вузов, устраиваемый школой фотографии и мультимедиа «Событие» и галереей «Белый куб». «Впору хвататься за голову, — сетует организатор мероприятия Василий Мельниченко. — Такое ощущение, что молодые люди живут без всяких проблем. Нет современного контекста. Они пребывают, может быть, в своих учебниках по дизайну. Диалога никакого нет».

«Искусство — это диалог, — считает Антонио Джеуза. — Это не только показать работы, это не только эмоции, мысли. Это все, что чувствуют люди, когда смотрят на искусство. Поэтому для меня важно не только рассказывать, но еще и получить input от людей, которые будут слушать лекции».

Работы видеоарта «не продаются, как горячие пирожки», но некоторые художники даже живут на это. Другое дело — тираж и востребованность. Здесь рынок резко отличается от скульптуры или живописи. Случается и такое, что некоторые работы воруют. Видеопиратство дошло и сюда: «Но это как купить настоящий «Prada» или «Prada», сделанное в Китае», — отмечает Джеуза.

Известный критик Антонио Джеуза критически относится и к себе. Зная столько об истории видеоарта, сам не берется за камеру. Будучи студентом в Лондоне, сделал обязательную работу, включающую в себя видео и инсталляции. С тех пор считает себя художником средним. «Художник — это специфическая тварь с особенным взглядом на мир. Художники не врут. Никогда. Они показывают, как мы живем, как мир вокруг нас устроен», — говорит он. Антонио смеется, что, если его студенческие работы появятся в сети, он уедет куда-нибудь очень далеко, где нет интернета. «И там найдет видеоарт!» — улыбается Василий Мельниченко.

Текст Анастасии Гусенцовой

ОмскПресс