В российских супермаркетах вскоре могут исчезнуть кассиры

Бизнес

В российских супермаркетах вскоре могут исчезнуть кассиры

Один из крупных операторов мгновенных платежей недавно анонсировал сервис «кассы самообслуживания». В Омске к нему могут присоединиться около 50 супермаркетов.

С помощью этой системы оплата в торговых точках происходит без участия кассира – покупатель самостоятельно выбирает товар и при помощи сканера считывает штриходы с этикеток. Затем выбирает удобную для себя форму оплаты – пластиковая карта или наличные, и вносит деньги. При этом сдача с наличных либо выдается «на руки», либо зачисляется на мобильный телефон или на кошелек платежной системы, который может быть привязан к банковской карте. Для того, чтобы покупатель не унес неоплаченный товар, магазин оснащается стандартными «рамками» и сотрудниками безопасности, также автокасса сличает суммарную массу товаров на кассе с оплаченными.

При этом функцию приема платежей и обслуживание аппарата за несколько процентов с оборота берет на себя поставщик оборудования, и а магазин лишь обеспечивает ассортимент товаров, перекладывая бухгалтерскую отчетность на оператора кассы, и не храня большие суммы наличности в магазине. Фактически покупатели перечисляют средства платежной системе, для владельца торговой точки такая схема организации аналогична торговле по безналичному расчету.

Сейчас в Омске насчитывается порядка 50 супермаркетов и минимаркетов, собираются ли их владельцы установить системы автокасс пока неизвестно. В России на данный момент уже внедрены подобны кассы в некоторых московских супермаркетах, а также в Калуге и Пензе. Еще в 2010 году о намерении в течение 1,5-2 лет на базе сети X5 Retail Group открыть первый в России магазин с использованием технологий радиочастотной идентификации заявлял глава РОСНАНО Анатолий Чубайс.

Пока активно пользоваться такими инновациями во многом мешает менталитет отечественных покупателей — если в Европе покупатели в основном пользуются платежными карточками, то в России, по данным торговых компаний, только 10 % покупателей предпочитают безналичную форму оплаты, а остальная часть расплачивается посредством купюр и монет. Так называемые self checkout впервые были внедрены в супермаркете Price Chopper Нью-Йорка в 1992 году. В настоящее время в 1200 европейских магазинах покупки с использованием self checkout совершают 6,5 млн человек еженедельно, что составляет порядка 40% от общего числа покупателей.

ОмскПресс