Александр КОСТЮКОВ – о выборах прошедших и предстоящих

Политика

Александр КОСТЮКОВ – о выборах прошедших и предстоящих

Нашим собеседником сегодня является доктор юридических наук, заведующий кафедрой государственного и муниципального права Омского государственного университета Александр Костюков. Хочу напомнить читателям «Вечёрки», что именно Костюков был разработчиком регламента Омского городского Совета, избранного в 1990 году на демократической основе. Поэтому первый вопрос касался итогов муниципальных выборов.

– Александр Николаевич, как вы оцениваете выборы в городской Совет? Чем принципиально будет отличаться новый созыв от предыдущего и может ли смена представительной власти существенно повлиять на развитие города?

– Начнем с некоторых формальных позиций, сегодня уже ставших фактом. Факт заключается в том, что «Единая Россия» в том или ином формате – в виде «Омской весны» или каких-то иных моментов – взяла 24 мандата. Это, конечно, не конституционное большинство, которое предполагает 27 мандатов, но это в любом случае больше 50 процентов, которые будут важны при принятии организационных решений. Насколько я понимаю, первое заседание назначено на 16 марта, именно тогда должны быть приняты эти организационные решения. Прежде всего, выборы председателя городского Совета, его заместителей и в лучшем случае – формирование структуры комитетов, хотя этот вопрос может растянуться на два заседания. И здесь же предполагается назначение даты выборов мэра.

– Сразу все эти вопросы на одном заседании?

– Мы же говорим о гипотетической возможности. Например, Законодательному собранию Омской области потребовалось два заседания, чтобы сформировать комитеты и комиссии. Если Омский городской Совет окажется суперорганизованным, в чем я глубоко сомневаюсь, то, может быть, ему это удастся сделать на одном заседании. А выборы мэра надо назначать, когда уже будут сформированы все рабочие органы горсовета. Это совершенно очевидно. Но это несущественно, потому что от даты назначения выборов до самих выборов мэра в любом случае должно пройти не более 90 дней. Если назначить дату на исходе нынешней недели, то это будет конец июня. Если назначить чуть позже, выборы придутся на начало июля. На мой взгляд, разницы никакой нет. В том числе для потенциальных кандидатов, готовых участвовать в выборах мэра.

– Согласитесь, лето – не самая удачная пора для проведения каких-либо выборов.

– Согласен. Но я вам так отвечу: у городского Совета сейчас уже нет вариантов. Потому что речь идет о специальной процедуре, связанной с досрочным уходом предыдущего мэра в отставку. И здесь не работают правила о единых днях голосования. Имеются в виду мартовский и октябрьский единые дни голосования. В любом случае получается лето. Понятно, что это отпускное время и низкая явка, из-за чего возникает много вопросов, связанных, скажем так, с честностью выборов. Потому что чем ниже явка, тем большая вероятность – в кавычках – этой честности.

Тут, правда, некоторые рассуждают про структуру сити-менеджера, но мне кажется, говорить об этом сегодня просто смешно. Эта оргструктура исчерпала себя со всех точек зрения. О том, что это неудачная форма управления миллионным городом, впрямую высказался даже федеральный министр регионального развития Басаргин. Я это к тому, что потеря авторитета «Единой России» в результате последних событий – формально с 4 декабря, после думских выборов и начала протестных акций за честные выборы, – говорит о многом. Вроде бы этот авторитет попытались восстановить на выборах в Омский городской Совет.

– Каким образом изменившаяся после муниципальных выборов ситуация может в целом повлиять на работу муниципалитета в Омске?

– Все-таки представительный орган незначительно влияет на реальную работу муниципалитета как исполнительной власти. А именно это было бы очень важно. Ну, например. Какая проблема самая важная у любого города? Конечно же, проблема ЖКХ во всей ее полноте – от жилых домов до всяких подземных трубопроводов. За последнее время эта проблема реально практически не решалась. Так вот: регулировать надо деятельность управляющих компаний средствами муниципально-правовыми. Устанавливать некие правила, даже стандарты. Почему, например, не установить правило по единой квитанции? Правило вообще для всего города. Когда собственник квартиры, квартиросъемщик получает единую квитанцию и у него голова не болит от этого обилия квитанций от разных ведомств, как сейчас. Понимаете, это решение можно принять силами города. С нуля разрабатывать тему даже не надо. Прецеденты у нас в стране есть, и такие решения муниципалитетами приняты. Большинство этих решений принято и реализуется в Центральном федеральном округе. Дальше. Если эта проблема решается и квартиросъемщик получает единую квитанцию, нужно создать условия для правильной и легкой оплаты этой квитанции. Чтобы люди не бегали по каким-то банкам и почтовым отделениям, надо поставить платежные терминалы, которые получают всё большее распространение, в каждом подъезде многоквартирного дома. И всё, с человека спадает эта идиотская обязанность куда-то сбегать и заплатить. Я ничего не фантазирую, это в ряде муниципалитетов сделано реально. Вот если бы подобное решение было принято вновь избранным городским Советом, я бы сразу поменял точку зрения по поводу потенциальных возможностей этого органа власти.

Второе, о чем можно сказать. Конечно, надо новому городскому Совету принципиально пересмотреть свое отношение к подготовке и движению к празднованию 300-летия Омска. Мы говорим не только о каких-то гигантских проектах, связанных с финансированием из федерального бюджета. Сейчас я бы затронул городской уровень принятия решений. Когда празднуется историческая дата, то она как-то всегда связана с возможными взглядами на историческое прошлое и принятием каких-то решений, которые мы могли взять из предыдущей практики развития города.

Вот, например, вещь, которая в Омске и, в принципе, за Уралом никогда не считалась важной, но всегда считалась важной в наших столицах. Это вопросы, связанные с наименованием улиц и площадей. Если вы помните, в начале 90-х и в Москве, и в Санкт-Петербурге всем центральным улицам вернули их исторические названия. Это ведь очень важно с культурной точки зрения, потому что истинно русская традиция наименований публичных – это топонимическая традиция. Когда эти наименования вытекают из каких-то географических особенностей города, из иных природных составляющих. В исключительных случаях это связано с именами конкретных лиц. Вы посмотрите, что в Омске происходит. Топонимическая комиссия реально предлагает названия, отнюдь не связанные с топографией. Вот у нас были улицы, которые ориентировались на соседние города. Была Тобольская улица – ныне Орджоникидзе. Были Екатеринбургская, Ишимская и так далее. Почему этим вопросом не заняться? Зачем нам проспект Маркса и улица Ленина, разве эти два теоретика социализма имеют какое-то отношение к нашему городу?

– Говорят, средства нужны немалые…

– Думаю, аргумент надуманный. А вот правильные исторические названия формируют потенциал человека, который не измерить никакими деньгами. Не надо здесь экономить. Это всё решаемые вещи. Хорошо, конечно, что центральную площадь в Омске назвали Соборной в связи с тем, что там восстановили храм. Плохо только одно: все ближайшие здания имеют никак не связанные с Соборной площадью адреса. Почему, например, Законодательное собрание – это Красный Путь, 1, а не Соборная площадь, 1? Вот такого рода культурные вещи, а их достаточно много, можно принимать на муниципальном уровне. И в рамках подготовки к юбилею города.

– Ждут, видимо, когда польются федеральные миллиарды, и вот тогда займутся подготовкой к 300-летию. Однако что-то давно ничего из федеральной казны не поступало.

– Совершенно верно. Потому что с этим вопросом никто реально не работает. А реально надо работать с федеральным Министерством экономического развития, именно оно планирует распределение федеральных средств. Кто работает с министром Набиуллиной по этому вопросу? Никто. В правительстве Омской области я не знаю структуру или лицо, кто бы напрямую с Набиуллиной общался. Нет такого человека. Это никому не поручено.

– Вернемся к местной политической жизни – выборам мэра и то ли выборам, то ли назначению губернатора.

– Срок полномочий нынешнего губернатора заканчивается в двадцатых числах мая. Отсчитываем по действующему законодательству 40–45 дней назад, это примерно середина апреля. Смотрим дальше: вступит ли в силу закон о выборах губернатора, начнет ли действовать уже в середине апреля? Закон-то уже внесен и принят в конце февраля в первом чтении. Судя по срокам и практике принятия подобных важных законов, в середине апреля он еще не будет принят. Следовательно, Омская область пойдет по процедуре назначения. И поэтому где-то в середине апреля мы узнаем о той тройке, которая будет представлена президенту региональным отделением «Единой России». Смену губернатора Омской области однозначно произведет Медведев. Еще до 7 мая, когда состоится инаугурация Путина.

Уходящий губернатор наверняка успеет выставить своего кандидата на должность мэра Омска, и его шансы на победу будут весьма велики. Однако во всем мире давным-давно доказано, что реальная политическая конкуренция всегда дает лучший результат, чем подковерные варианты.

ОмскПресс