Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
19
ноября
пн
Утро −4
День −3
Бензин в Омске
АИ-9237.25АИ-9539.35
АИ-9843.00ДТ40.55
USD65.80 66.20
EUR75.25 75.60
 ПокупкаПродажа
CCBot/2.0 (https://commoncrawl.org/faq/)

НовостиКультура в Омске

Целлофановые гусеницы Василия Мельниченко

Художник Василий Мельниченко выдвинул гипотезу, провёл эксперимент и выставил результат на всеобщее обозрение в музее имени Врубеля. Накануне открытия выставки автор проекта «Гусеницы» рассказал в Омском городском пресс-клубе о женщинах в пищевой плёнке, кандалах социума и покорных глазах моделей.
14.03.2012 16:38
Поделиться:

Шаг первый: гипотеза

Женщины окружают Василия Мельниченко повсюду. Он наблюдал за их поведением, формулировал вопросы, искал ответы. И обнаружил стойкую ассоциацию: женщина – она же как гусеница!

– Понимаете, гусеница как образ – это некрасивая оболочка прекрасного существа под названием бабочка, – объясняет художник. – У меня складывается впечатление, что большое количество наших российских женщин живет как это малоподвижное существо, которое переползает с листочка на листочек, подстраивается под среду и никак себя не проявляет. Задача гусеницы – не быть съеденной птичкой. И на этом жизнь заканчивается. Человек всю жизнь боялся быть съеденным птичкой – и умер! Зачем жил, непонятно. А ведь там, внутри, сумасшедшая энергетика, красота! Такую «гусеничную» модель поведения женщинам навязывают культура, социум, наши родные и близкие, которые начинают подгонять (а их всех тоже подгоняли) под определенный стандарт – и все считают, что так и надо. Беда в том, что женщина все принимает, не задаваясь вопросом: свои ли цели она реализует? Свою ли роль играет? Когда-то общество договорилось подавать дамам руки. Приятно. Но, с другой стороны, человек, которому постоянно – надо это или нет – подают руку, перестает самостоятельно действовать. И один пол начинает перекладывать часть ответственности за свою жизнь на другой. Я считаю, что у нас все родились бабочками, а их превратили в гусениц, перемотав крылышки, – не дай бог, кто-нибудь посмотрит на тебя и влюбится!

 

Шаг второй: эксперимент

Выдвинув гипотезу о метафизической гусенице, Василий Мельниченко решил превратить женщин в гусениц физически. В модели приглашал «от противного» – не несчастных жен и неудачниц, а реализованных, успешных в профессии: руководителей компаний, топ-менеджеров. Раздевал и заворачивал в пищевую пленку с ног до головы – из кокона выглядывало только лицо. А потом таскал этих «пленочных болванчиков» с места на место, чтобы выстроить идеальную картинку под прицелом фотокамеры, задавал вопросы: «Как вы себя чувствуете?» – и записывал видео.

– С пленкой я работаю давно, мне нравится этот материал, потому что он иллюзорный, – пояснил Василий. – Он вроде бы кажется прозрачным – но, с другой стороны, ничего подобного. Он и тонкий, и прочный одновременно.

Пленка – текстурный материал с оптическими свойствами: она может преломлять свет, блестеть, быть местами похожей на сталь. Это очень обманная вещь – тем и привлекательна. Пленка – современный материал, который вошел в нашу жизнь. В нее мы заворачиваем продукты – то есть то, что хотим сохранить. Хитрый экспериментатор Мельниченко и тут не обошелся без определенного символизма.

 

Шаг третий: результат

Как говорит Василий, в ходе эксперимента женщина оказалась тем, чем она по жизненным сценариям и хочет быть, – предметом. Ее художник в прямом смысле носил на руках, но приятность от этого оказалась сомнительной. Своими переживаниями заключенные в кокон делились с автором по ходу проекта.

– Для всех опыт освобождения, когда я вскрывал оболочку, чтобы выпустить человека, оказывался моментом катарсиса. Были модели, которые начинали задыхаться из-за накатившего необъяснимого, безотчетного страха. Приходилось распаковываться, общаться, пытаться понять, что происходит. Для меня важно, что большинство героинь отследили эту ситуацию, для них был важен опыт самопознания, – объясняет Мельниченко. – Это первое наблюдение. А второе выразилось в словах одной героини. Она, будучи завернутой в пленку, сказала: «Я не чувствую в себе протеста. В таком положении, когда у меня нет возможности пошевелиться совсем, мои глаза становятся покорными». И ее фраза меня воодушевила, потому что оказалось проговоренным очень важное, то, что свойственно нашей жизненной ситуации и нашей культуре: когда у человека есть немного свободы, он хочет ее расширять; когда его лишают свободы полностью – его глаза становятся покорными. Под свободой я понимаю не избавление от проблем, не нирвану, а осознание тех вызовов, которые стоят перед тобой, и принятие на себя ответственности за свои решения. Надеюсь, что посетительницы выставки взглянут на себя со стороны и зададут вопрос: а своей ли, бабочкиной, жизнью я живу? Или существую, как гусеница?

Просмотров: 2067
Для печати Отправить другу На главную

Читайте также:

Изображение

Под Новый год ТЮЗ покажет омичам «Свадьбу»

Новогодние спектакли будут идти в театре с 15 декабря по 7 января.

Читать далее →
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Сетевое издание «Омскпресс» (18+).

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 от 17.11.2016 г.

Учредитель: Харитонов Константин Николаевич.
Главный редактор: Чухутова Мария Николаевна.
Адрес редакции: 644042, Омская область, г. Омск, пр-т Карла Маркса, д. 20, офис 501, 8 (988) 253-57-79.
Электронный адрес редакции: redactor@omskpress.ru.
Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов: mary@omskpress.ru.
Для рекламодателей: adv@omskpress.ru
Счетчик