Целлофановые гусеницы Василия Мельниченко

Культура

Целлофановые гусеницы Василия Мельниченко

Художник Василий Мельниченко выдвинул гипотезу, провёл эксперимент и выставил результат на всеобщее обозрение в музее имени Врубеля. Накануне открытия выставки автор проекта «Гусеницы» рассказал в Омском городском пресс-клубе о женщинах в пищевой плёнке, кандалах социума и покорных глазах моделей.

Шаг первый: гипотеза

Женщины окружают Василия Мельниченко повсюду. Он наблюдал за их поведением, формулировал вопросы, искал ответы. И обнаружил стойкую ассоциацию: женщина – она же как гусеница!

– Понимаете, гусеница как образ – это некрасивая оболочка прекрасного существа под названием бабочка, – объясняет художник. – У меня складывается впечатление, что большое количество наших российских женщин живет как это малоподвижное существо, которое переползает с листочка на листочек, подстраивается под среду и никак себя не проявляет. Задача гусеницы – не быть съеденной птичкой. И на этом жизнь заканчивается. Человек всю жизнь боялся быть съеденным птичкой – и умер! Зачем жил, непонятно. А ведь там, внутри, сумасшедшая энергетика, красота! Такую «гусеничную» модель поведения женщинам навязывают культура, социум, наши родные и близкие, которые начинают подгонять (а их всех тоже подгоняли) под определенный стандарт – и все считают, что так и надо. Беда в том, что женщина все принимает, не задаваясь вопросом: свои ли цели она реализует? Свою ли роль играет? Когда-то общество договорилось подавать дамам руки. Приятно. Но, с другой стороны, человек, которому постоянно – надо это или нет – подают руку, перестает самостоятельно действовать. И один пол начинает перекладывать часть ответственности за свою жизнь на другой. Я считаю, что у нас все родились бабочками, а их превратили в гусениц, перемотав крылышки, – не дай бог, кто-нибудь посмотрит на тебя и влюбится!

 

Шаг второй: эксперимент

Выдвинув гипотезу о метафизической гусенице, Василий Мельниченко решил превратить женщин в гусениц физически. В модели приглашал «от противного» – не несчастных жен и неудачниц, а реализованных, успешных в профессии: руководителей компаний, топ-менеджеров. Раздевал и заворачивал в пищевую пленку с ног до головы – из кокона выглядывало только лицо. А потом таскал этих «пленочных болванчиков» с места на место, чтобы выстроить идеальную картинку под прицелом фотокамеры, задавал вопросы: «Как вы себя чувствуете?» – и записывал видео.

– С пленкой я работаю давно, мне нравится этот материал, потому что он иллюзорный, – пояснил Василий. – Он вроде бы кажется прозрачным – но, с другой стороны, ничего подобного. Он и тонкий, и прочный одновременно.

Пленка – текстурный материал с оптическими свойствами: она может преломлять свет, блестеть, быть местами похожей на сталь. Это очень обманная вещь – тем и привлекательна. Пленка – современный материал, который вошел в нашу жизнь. В нее мы заворачиваем продукты – то есть то, что хотим сохранить. Хитрый экспериментатор Мельниченко и тут не обошелся без определенного символизма.

 

Шаг третий: результат

Как говорит Василий, в ходе эксперимента женщина оказалась тем, чем она по жизненным сценариям и хочет быть, – предметом. Ее художник в прямом смысле носил на руках, но приятность от этого оказалась сомнительной. Своими переживаниями заключенные в кокон делились с автором по ходу проекта.

– Для всех опыт освобождения, когда я вскрывал оболочку, чтобы выпустить человека, оказывался моментом катарсиса. Были модели, которые начинали задыхаться из-за накатившего необъяснимого, безотчетного страха. Приходилось распаковываться, общаться, пытаться понять, что происходит. Для меня важно, что большинство героинь отследили эту ситуацию, для них был важен опыт самопознания, – объясняет Мельниченко. – Это первое наблюдение. А второе выразилось в словах одной героини. Она, будучи завернутой в пленку, сказала: «Я не чувствую в себе протеста. В таком положении, когда у меня нет возможности пошевелиться совсем, мои глаза становятся покорными». И ее фраза меня воодушевила, потому что оказалось проговоренным очень важное, то, что свойственно нашей жизненной ситуации и нашей культуре: когда у человека есть немного свободы, он хочет ее расширять; когда его лишают свободы полностью
– его глаза становятся покорными. Под свободой я понимаю не избавление от проблем, не нирвану, а осознание тех вызовов, которые стоят перед тобой, и принятие на себя ответственности за свои решения. Надеюсь, что посетительницы выставки взглянут на себя со стороны и зададут вопрос: а своей ли, бабочкиной, жизнью я живу? Или существую, как гусеница?

ОмскПресс