Утерянная тайна сверхпрочного лака

Культура

Утерянная тайна сверхпрочного лака

Нижнетагильская художница Светлана ПАРЫШЕВА под занавес своей выставки в Сибирском культурном центре дала мастер-класс по росписи подносов. Корреспондент «Вечёрки» узнал у мастерицы несколько фактов о промысле, который родился почти 270 лет назад.

Кухня на палитре

В былые времена нижнетагильские художники сами готовили краски для росписи подносов: перетирали натуральные камни, разводили их льняным маслом. Сегодня мастера работают синтетическими масляными красками, но на столе художника рядом со стеклянной палитрой вы все-таки обнаружите натуральный продукт: краски и сегодня разводят растительным маслом.

 

Дым от берёсты

Иногда тагильские мастера коптят подносы по сырой эмали, держа их над зажжённой свечой или кусочком берёсты, – таким образом создается оригинальный фон. Цветы и пейзажи рождаются из сочетания шести мазков, каждый из которых имеет своё название. Особенность уральской росписи – двухцветный мазок: на один край плоской кисти художник набирает основной цвет, а на другой – более светлый. Затем он проводит несколько раз по палитре, чтобы «накормить» кисть и получить плавный переход от одного цвета к другому при росписи.

 

«Хрусталём» уже не покрыть

Тагильская династия художников Худояровых прославилась уникальными подносами, лак на которых не трескался даже от раскалённых чугунков. Этот прозрачный, сверкающий и крепкий лак получил за свои свойства название «хрустальный» – говорят, что даже царская водка его не брала. Рецепт изготовления «хрустального» лака мастера Худояровы держали в строжайшем секрете. Теперь он безвозвратно утрачен – некоторые ингредиенты можно выяснить, используя химический анализ, но раскрыть тайну полностью не удастся. Что, как и в каком количестве класть, при какой температуре варить, чтобы получить столь прочное покрытие? На этот вопрос ответа не знает никто.

ОмскПресс