Омские специалисты обсудили проблемы защиты прав потребителей

Бизнес

Омские специалисты обсудили проблемы защиты прав потребителей

Вчера, 2 февраля, по случаю 20-летия закона «О защите прав потребителей» за круглым столом встретились представители заинтересованных организаций.

В обсуждении эксперты выявили основные проблемные сферы, к ним были отнесены ЖКХ и туристический бизнес. Кроме этого, были подведены итоги 2011 г., важные поправки за этот период были внесены в ст. 40 и ст. 45 закона «О защите прав потребителей». Изменения связаны с введением понятия федерального государственного надзора (это поможет Роспотребнадзору проверять, соблюдаются ли в РФ решения принятые, например, Межгосударственным Советом ЕврАзЭС и Комиссией Таможенного союза).

Также в ст. 40 появился пункт, предусматривающий ликвидацию изготовителя (продавца, импортера) или прекращение деятельности ИП, если действия этих лиц неоднократно (2 и более раз в течение календарного года) повлекли за собой тяжелые нарушения прав потребителей (смерть или массовое отравление людей).

В планах на 2012 год увеличение штрафов за действия, угрожающие жизни, здоровью, а также имуществу потребителей.

Проанализировав выступления экспертов, можно выделить несколько основных проблем в сфере защиты прав потребителей:

1. Отсутствие внятной государственной политики в спорах со страховыми компаниями. Сложности в определении статуса страхователя — является ли он потребителем или нет. Также некачественная система страхования, отличающаяся от той, что применяют в развитых странах. Вспомним ситуацию с массовыми пожарами в центральной России: страховать имущество не было смысла, так как государство выделяло субсидии, заметно превосходящие страховые выплаты.

2. В сфере здравоохранения основные трудности связаны с тем, что закон «О защите прав потребителей» не всегда помогает в случаях врачебных ошибок. Ведущий специалист Центра медицинского права Карен Хасикян пояснил: этот документ регулирует ситуации, возникающие в сфере платных медицинских услуг, а бесплатная медицина находится вне компетенции закона «О защите прав потребителей».

3. Главный юрист общества « Грамотные граждане» Дмитрий Шейко отметил, что уровень некоторых судей далек от понимания закона о «Защите прав потребителей», это становится причиной неверных решений, часты такие случаи в финансовых и медицинских делах.

4. Все эксперты согласились, что одной из главных проблем является недостаточный уровень правовой грамотности потребителей.

В завершение беседы специалисты посоветовали омичам быть более внимательными при покупке товаров и услуг, в спорных вопросах ещё до заключения сделки обращаться за консультацией в ОООО «Общество защиты прав потребителей» или «Региональное общество защиты прав потребителей им. В.Ф.Каштанова». В ситуациях отказа от предоставления каких-либо услуг по непонятным причинам – требовать письменного объяснения. Не создавая себе лишних проблем, как можно раньше формализовать все отношения, в срок подготавливая документы (например, при наступлении страхового случая по ОСАГО документы должны быть подготовлены в течение 30 дней). Также специалисты посоветовали требовать у предпринимателей и продавцов ИНН и ОГРН даже при малейших подозрениях в недобросовестности. Внимательно нужно относиться и к перенаправлению в платные медицинские учреждения, возможно, нужная вам услуга есть и в бесплатном варианте. «Если же ваши права все-таки были нарушены, главное – не бояться бороться», — подытожил встречу Дмитрий Шейко.

ОмскПресс