Митрополит Омский и Тарский Владимир: «Претензий к предшественнику Феодосию я не имею»

Общество

Митрополит Омский и Тарский Владимир: «Претензий к предшественнику Феодосию я не имею»

Омско-Тарская епархия может быть разделена на четыре части, в регионе появится духовно-административный центр с корпусами духовной семинарии, с большим конференц-залом. Митрополит Омский и Тарский Владимир впервые встретился с омскими журналистами и поделился своими планами на будущее.

Первую официальную встречу с журналистами митрополит Владимир провёл в своём кабинете в епархиальном управлении. Он намеренно пригласил всех сюда, чтобы наглядно продемонстрировать, что ему осталось от предшественника и в каких условиях приходится работать. Вместе с представителями омской прессы на встрече присутствовали и священнослужители.

 

«Омско-Тарская епархия была в запустении»

Свой разговор митрополит Владимир начал с критики. По его признанию, дела в епархии не велись должным образом, бухгалтерия и канцелярия отсутствовали, у многих священников даже не было документов, а многие построенные церкви не освящены.

– То, с чем я здесь столкнулся, не умещается ни в какие рамки, – поделился митрополит Омский и Тарский Владимир. – Вот принимаю вас в пустом кабинете, сюда нужны мебель, люстра. Жить мне в городе тоже негде. Я живу за 50 км от Омска, в Ачаирском монастыре. Каждый день 2,5–3 часа провожу в машине. Ремонт в здании давно не делался. Сказать по правде, управляющий в епархии был, а как такового епархиального управления нет: нет канцелярии, нет бухгалтерии, здесь вообще ничего нет. Службы шли, храмы строились, а епархии не было, всё настолько запущено, что дальше уже нельзя было. Когда я уезжал из Ташкента, назначил ревизионную комиссию, она записывала всё, что есть в епархии, составляла акт. Когда новый архиерей приехал, он посмотрел и увидел, что имеется в его управлении. А здесь же – я звоню в Омск, спрашиваю, как мне доехать, есть ли машина. А мне отвечают, приезжайте, найдём какие-нибудь «Жигули». Пришлось мне взять с собой «Мерседес» 1999 года выпуска. Кстати, эта машина до сих пор зарегистрирована на посольство России в Республике Узбекистан. Я выкупил ее за 12 тысяч долларов. Какой здесь был автопарк, мне неизвестно, ревизия должным образом не проводилась. Я в Ташкенте оставил в епархии 100–150 тысяч долларов. А здесь не нашёл никакого бюджета, представляете, бухгалтерии не было. Ну каково!

Отец Пётр, работавший в епархии при митрополите Феодосии, подтвердил его слова. Он сообщил, что все машины, которые были подарены Феодосию, он забрал с собой. В епархии был только пожертвованный автобус небольшой, но его отдали духовному училищу. Больше транспорта никакого не осталось.

– Учитывать полные сборы денег было невозможно, – пояснил отец Пётр. – Торговля у нас была половинчатая. Половина оборота оставалась в храмах, это учитывалось и можно проверить у настоятелей. А вот вторая половина изымалась на склад, так там учёт никто и не проводил.

Оказалось, что и построенные в регионе храмы и церкви стоят неосвящённые. Они просто окроплены святой водой. Для освящения нового храма проводят специальный ритуал: несколько священников должны собраться вместе и совершить литургию, их служба длится около часа.

– Совершаются литургии на неосвященных антиминсах, – посетовал митрополит Владимир. – Успенский кафедральный собор освящен, там всё нормально. Храмы и церкви, которые уже давно построены, тоже в порядке. А вот со вновь построенными ситуация такая. Почти все они не освящены. Окропление святой водой – это благословение на начало службы, но не освящение. Вы в этом не виноваты, да и я не виноват, что нашёл епархию в таком запустении. Мы до сих пор не можем установить, сколько храмов здесь, часовен и молитвенных домов. Потому что по разным спискам – по-разному. Но я вас не ругаю, я хвалю, вы ещё как-то держитесь, молодцы.

Однако претензий митрополит к своему предшественнику не имеет. По словам митрополита, Феодосий избегает разговоров и встреч с ним.

– Феодосий однажды был здесь у меня, кричал на батюшек, что они предатели, – заметил владыка Владимир. – Я потом его еще сюда приглашал, но он больше не приехал. На Рождество, 7 января, я был у него, поздравил с днем рождения, правда, он со мной чокаться не захотел. Но что ж сделаешь, я старался. Я ему даже много раз «Многая лета!» пел. Я не имею ни к чему претензий, мне жалко только, что здесь все было пущено на самотек.

 

&laquo
;Настоятели будут во всех храмах»

Митрополит Омский и Тарский приехал в город вместе со своим окружением. С ним приехали трое священников и заведующий канцелярией отец Олег. Последний намеревался за два месяца привести в порядок все документы в Омско-Тарской епархии и уехать в Ташкент. Но дело затянулось.

– В канцелярии нет многих документов, – сообщил отец Олег. – Нет личных дел некоторых священников, непонятно, кто их рукоположил, как они здесь появились. Чтобы восстановить эти документы, нужно проделать большую работу. Это как восстановить паспорт. Мы стараемся выслушивать людей и верить им на слово, ведь восстановить их статус сейчас очень сложно. А выручить людей нужно: если они уедут в другую епархию, им сложно будет доказать, что они священники.

– Со мной приехали трое священников, – продолжил митрополит Омский и Тарский. – Здесь не было настоятелей в соборах Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженский собор на Тарской) и Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор на Соборной площади). Я думал, что в Успенском буду сам настоятелем, а в Крестовоздвиженском – отец Олег. Тут ещё такая ситуация произошла с протоиереем Евгением Белогубцевым, настоятелем Христо-Рождественского собора (на Левом берегу). На него было оформлено три автомобиля, я ему говорю: оформи одну машину на Собор – он отказался, подал прошение, чтобы его освободили от настоятельства. Поэтому и туда я назначил нового настоятеля – иерея Андрея Кравченко.

 

«Хочу открыть духовно-административный центр»

Поделился митрополит и своими планами по работе в Омской области. Уже в этом году он намерен открыть духовную семинарию, а в ближайшее время начать строительство духовно-административного центра.

– Я не люблю говорить гоп, пока не прыгну. Но могу сказать, что я написал уже много писем, чтобы епархии выделили землю. Я хочу здесь, как в Ташкенте и Бишкеке, сделать духовно-административный центр. А в этом году хочу открыть Омскую духовную семинарию. Потому что где сейчас располагается духовное училище – это курятник, это не духовная школа.

В новом духовно-административном центре, по замыслу митрополита, будет располагаться несколько корпусов духовной семинарии. Здесь будут учиться будущие священнослужители. А также проводиться катехизаторские курсы для девушек. Также в центре будет большой конференц-зал, чтобы епархия могла там вести свои мероприятия, «не ходить с протянутой рукой – дайте нам зал». Пока не построен духовно-административный центр, духовная семинария может расположиться в здании бывшей железнодорожной больницы на улице Лермонтова, 57, которое для омского духовенства готовы передать РЖД. «Снаружи здание я видел, оно красивое, если и внутри подойдёт для обучения, тогда мы разместим там семинарию», – пояснил владыка.

Рассказал митрополит о планах по реорганизации Омской епархии. Этот вопрос он сейчас изучает, возможно, Омско-Тарская епархия будет разделена на четыре епархии, здесь будет четыре епископа, а не один.

– Я уже написал патриарху рапорт о том, как делить епархию на четыре, – сказал митрополит. – Вообще, разделение – это распоряжение патриарха. Ещё до революции были такие намерения – создать в России митрополии, в которые будет входить несколько епархий. В советское время этому реализоваться не суждено было, епархии закрывались. Сейчас патриарх поднял этот вопрос. Полезно это будет или нет, время покажет. Я получил поручение это сделать, сейчас изучаю, как это можно сделать. Кроме того, я уже утвердил несколько отделов, теперь у нас есть отдел по образованию и катехизации, созданы также благотворительный отдел, епархиальный суд, отдел по связям с общественностью, отдел по связи с вооруженными и силовыми структурами.

 

«Мощи Александра Невского привезу в Омск»

В целом же митрополит Омский и Тарский остался доволен Омском: и люди здесь хорошие, и храмы красивые. «Так, едешь, видишь, стоит часовенка маленькая, это хорошо, это значит, что люди хотят быть православными. А мы им поможем», – заметил владыка.

В этом году он намерен привезти в Омск мощи Александра Невского. При этом митрополит выразил сожаление, что в храмах собираются омичи только ради какой-нибудь святыни. А между тем, посетовал митрополит, на Рождество пришли только около 30 тысяч прихожан, что не составляет даже полпроцента от населения региона.

ОмскПресс