16 часов выбора. Один день из жизни наблюдателя

Политика

16 часов выбора. Один день из жизни наблюдателя

Ровно в 7.30 вхожу в здание ДК, где через полчаса начнутся выборы. Осмотревшись, беру курс направо: именно там и находится мой избирательный участок. Работа избирательной комиссии уже вовсю кипит: одни что-то пишут, другие – обсуждают. Регистрируюсь у председателя УИК, который хоть и немного нервничает, но находится в хорошем настроении и отпускает несколько шуток в мой адрес.

За столом, за которым наблюдатели должны провести ближайшие 12 часов, сидят двое мужчин-членов избиркома, которые что-то пишут в бюллетенях.

— А что вы делаете? — интересуюсь.

— Вычеркиваем Виноградова из бланков. Сегодня ночью стало известно, что он все-таки не будет участвовать в голосовании. Вы, пока голосование не началось, почитайте «Памятку наблюдателя», вот она лежит, — мужчина протягивает мне небольшую книжечку.

Времени остается все меньше, а рук не хватает. Уже все члены УИК вычеркивают фамилию Виноградова из бланков: надо успеть до 8 часов.

Вот заглядывает первый избиратель:

— Можно проголосовать?

Все, хором:

— Рано! Еще 3 минуты осталось!

Я хочу предложить свою помощь, но притрагиваться к бюллетеням наблюдателям нельзя, дабы избежать какой-либо фальсификации. Все по правилам, и я продолжаю заниматься изучением «Памятки…».

Наконец, все готово. Играет гимн, после чего нам, наблюдателям, показывают пустые стационарные и переносные ящики для голосования и опечатывают их.

Всего на избирательном участке присутствует пять наблюдателей: двое от «Единой России», двое от КПРФ и один от «Яблока». Нам видно, как избирателей регистрируют, как они заходят голосовать и бросают бюллетени в специальную урну. Основная задача – следить за деятельностью УИК, избирателей и других наблюдателей, чтобы не было нарушений — агитаций, вбрасываний, фальсификаций и прочего.

Только-только началось голосование – уже стали выстраиваться небольшие очереди в кабинки для голосования.

— Удивительно, какие ответственные люди! – улыбается наблюдатель от КПРФ. — И поспать им не хочется: все голосовать пришли.

Люди всё идут и идут: кого-то уже поздравляют с первым голосованием, а вот девушка со сломанной ногой при помощи костылей медленно подходит к ящику, отправляет туда свой бюллетень и так же с трудом следует к выходу.

В 11 часов – первый выезд к старушке, которая не может ходить. Чуть позже оформилась еще одна группа из пяти человек (среди них – 2 наблюдателя, в том числе и я), которая отправилась с переносным ящиком для голосования вне избирательного участка к жителям, обратившимся с этой просьбой в УИК.

Мы обошли более 20 квартир, в которых, в основном, жили пенсионеры. Здесь избиркомовцы столкнулись с проблемой элементарной политической неграмотности: многие не знали, как нужно голосовать, почему всего 3 бюллетеня и кого вообще выбирают:

— А я не знаю за кого голосовать, — разводит руками пенсионерка. – Может, вы подскажете?

— Мы можем Вам только рассказать, какие партии представлены в бланках. Есть «Справедливая Россия».

— Не знаю такой.

— «Патриоты России».

— Не знаю.

— КПРФ.

— Дальше.

— «Единая Россия».

— Вот эту давайте. Молодежи надо жить, надо для них все делать. А мы как-нибудь сами продвинемся, — рассуждает бабушка. – Хотя Вы, может, поправите, если я не права…

Оно и неудивительно: многие дома прямо-таки «пестрят» агитационными плакатами типа «Мы голосуем за Калинина», «Мы за «Единую Россию».

— За Калинина проголосую. Он нам крышу починить обещал, — аргументирует свой выбор другая пенсионерка.

Еще одна бабушка порывается сделать заявление для прессы:

— Я хотела даже, может, для газеты, «Комсомолки», например, сказать… Я свою жизнь при коммунизме прожила. У нас было все: работа, квартира. Мы жили хорошо. А сейчас внук окончил университет и даже на работу не может устроиться, везде стаж нужен… Я за «Единую Россию»!

Однако не всех удаётся застать дома: некоторые не смогли открыть дверь в силу своей недееспособности, а кто-то просто ушел в магазин.

— Интересно, — возмущается член УИК. – До магазина они дойти могут, а до избирательного участка, который через дорогу, — нет.

К обеду работа всё-таки сделана, и мы возвращаемся на участок. Все новые люди приходят и уходят. Из инцидентов был только один: пенсионерка бросила паспорт вместе с бюллетенями в урну. Ей пообещали вернуть документ после подсчета голосов. Через какое-то время она сама возвращается и говорит, что это была ложная тревога: паспорт нашёлся в кармане сумки. Никаких нарушений зафиксировано не было, и наблюдателям порой становилось скучно. На соседнем УИК некоторые из них развлекают себя игрой в «Морской бой» и «Балду».

Наконец, 8 часов вечера. Двери участка закрываются: теперь ни один человек, находящийся в помещении, отсюда не выйдет, пока не будут подсчитаны голоса. Члены избиркома садятся в круг и начинают пересчитывать количество пустых бюллетеней. На них лежит большая ответственность: если хоть один бланк окажется лишним или, наоборот, потеряется, то подсчет начнется заново.

— В прошлом году пересчитывали несколько раз. В итоге процесс затянулся до 8 утра, — рассказывает наблюдатель от КПРФ.

Пустые бланки после подсчета погашают, чтобы их уже никто не смог использовать. Для этого у них надо отрезать верхний угол. Здесь уж члены избирательной комиссии проявляют оригинальность: решили, что самым лучшим способом будет… отрубить эти уголки, чтобы не тратить много времени, в соседней комнате для этих целей нашёлся небольшой топорик.

Начинается сортировка и далее — пересчет самих голосов, который занял около трех часов.

— «Единая»! КПРФ! «Справедливая»! КПРФ! «Единая»! «Единая»! «Жириновцы»!.. – декламирует председатель и не глядя вручает соответствующие бюллетени тем, кто будет их считать.

На некоторых листах гордо написано «Против всех», на некоторых рядом с названием каждой партии поставлен прочерк . Такие бланки автоматически считаются недействительными.

— Удивительно, что нет писем Полежаеву, как это было в прошлом году, — говорит один из наблюдателей.

Напряжение растет. Присутствующие внимательно следят за растущими стопками бланков: настоящая борьба разворачивается у них на глазах. И всем ясно, что главные противники – «Единая Россия» и КПРФ. Многих удивляет, однако, что немало голосов было отдано за ЛДПР:

— Это молодежь, наверное, — высказывает догадку один из наблюдателей. — Если честно, плакать от этого хочется.

Еще час подсчетов – и в 12 ночи перед нами результат. Итак, всего проголосовало чуть больше 40% избирателей. По выборам в Госдуму на участке победила «Единая Россия»: у партии на 20 с небольшим голосов больше, чем у КПРФ. В областной же парламент коммунисты всего на 6 голосов, но опередили «единороссов», а борьба между одномандатниками Петровым и Калининым закончилась победой последнего, причём, со значительным перевесом.

Голосование, определяющее будущее страны на следующие пять лет, прошло мирно, спокойно, нарушений не было. Здесь многое зависит от председателя комиссии — а он отработал хорошо.

Журналисту, желающему «горячих тем», наверное, стоит в таких случаях выбирать чуть менее спокойные точки… В следующий раз так и сделаем.

 

Репортаж: Тамара Волнина.

ОмскПресс