Вячеслав ПОЛУНИН: «Клоун – не профессия, а способ мышления»

Культура

Вячеслав ПОЛУНИН: «Клоун – не профессия, а способ мышления»

Помните детский фильм «Буратино»? Там в сильный дождь Карабас-Барабас дудел в гигантскую трубу и восклицал: «Это просто праздник какой-то!» Та же самая фраза звучала из уст омичей три вечера подряд. С пятницы по воскресенье «сНЕЖНОЕ шоу Славы Полунина» превращало нас, скучных взрослых, в детей, подарив нам несказанное удовольствие закидать соседа бумажным снегом и поиграть в гигантский мяч.

Накануне спектаклей тогда еще взрослый корреспондент «Вечёрки» задал несколько вопросов «ребенку» Вячеславу Полунину. Ответы – перед вами.

 

20 часов и 6000 придумок

– Наше шоу меняется каждый день, потому что построено на импровизации. Оно зависит от сегодняшнего зрителя, от того, какая за окном погода, от того, какие глаза смотрят на артистов из первого ряда… Из моих спектаклей штук шесть или больше прожили 15 с лишним лет, так что это абсолютно нормально. Любимые мои спектакли живут долго: пока я их люблю, они живут. Вот и «сНЕЖНОЕ шоу» всегда доставляет радость и кроет в себе тайны: что бы я ни делал, спектакль все равно ухитряется радовать публику. Показывали мы его и в зале на 50 мест, и в зале на 400 мест – спектакль всё равно идет себе и посвистывает! Что-то в нем такое получилось, что он стал одновременно нежным и сильным. И все время развивается. Когда я первый раз сделал «сНЕЖНОЕ шоу», оно весило 70 кг. Сейчас – три с половиной тонны. И что будет дальше, неизвестно. Мы в каждый город приезжаем за день-два до спектакля и тратим 20 часов на установку всей аппаратуры и декораций – это обязательное условие, которое обговаривается с организаторами, 20 – и ни часом меньше. У нас 60 чемоданов, в каждом чемодане примерно по 100 объектов, и каждый объект должен найти свое место, должен точно во время спектакля сработать. Хоть спектакль и простой, но очень много в нем всяких придумок, которые дают фантастический эффект.

 

Как достаются тортики

– Вопрос о том, как сделать шоу живым, несмотря на то что оно играется уже много лет, – вопрос непростой. У меня припасено множество специальных методов для достижения этой цели. Но главное, я думаю, состоит в том, что все мы приходим на сцену не работать, а получать удовольствие. Любыми способами. А если мы получаем удовольствие, то и зритель его получает. В нашем театре запрещены слова «работа», «репетиция». Все это называется «радостная жизнь», которая проистекает то на сцене, то вне ее. И если кто-то скажет запретные слова – всё, сразу выгоняем! А если кто-то встает с утра с плохим настроением и очень ему не хочется играть сегодня спектакль, все решается очень просто. У нас в спектакле на один костюм меньше, чем нас. Так что тот, кто пришел последний, сегодня не выступает – и проблемы никакой! Кому не хочется, тому все равно не хватит костюма. У нас очень красивые и эффективные способы: например, опоздал на полчаса – несешь тортик! И поэтому все ждут с предвкушением. Если человек опоздал на спектакль, все радуются: тортик же достанется!

 

Самая смешная сборная мира

– Дети очень любят мой спектакль, но все-таки он обращен прежде всего ко взрослым, потому что отправляет их, этих усталых и сумрачных взрослых, в мир детства. Напоминает им, что когда-то и они были мальчиками и девочками, для которых поиграть в гигантские шары или засыпать приятеля снегом было веселым и любимым делом. Что-то такое мы сумели найти хорошее на этом свете, что всем полезно: естество, искренность, натуральность. Просто нужно попытаться не надевать на себя никакие латы. Чем ты дольше остаешься ребенком, тем твоя жизнь веселее и радостнее. По моей теории, если ты следуешь детским мечтам, то остаешься счастлив всю жизнь. Это ключ к счастью. Я собираю вокруг себя только детей, сколько бы лет им ни было. Вот сейчас в Омск привез международную детскую команду: один из Нью-Йорка, один из Ирландии, есть ребята из Италии, Эстонии, Кабардино-Балкарии, Германии… один я донской казак! Вот такая сборная мира. Это очень мощные артисты: каждый из моих ребят – уникальный бриллиант. Я вам бриллиантовое колье привез! И всегда беру в команду обязательно одну даму – это закон. Вы не представляете, как ей хорошо в команде: ее на руках носят. Сейчас с нами Танечка из Комсомольска-на-Амуре – самая маленькая и самая смешная из всех нас.

 

Выпустите баб на сцену!

– Мы собираемся еще сделать фестиваль «Бабы-дуры» – Crazy Women Festival, но пока до конца не получается. Команду уже собрали, осталось только найти финансирование проекта – не знаю, насколько процесс затянется. Мы хотим собрать всех самых сумасшедших женщин в одном фестивале, на одной сцене: уж там они наконец-то раскроются во всю ширь и мощь! Сейчас на самом деле в мире просто-таки засилье потрясающих клоунесс, клоуны отошли на второй план. Вот этих женщин я и хочу показать. Они наконец-то перестали стесняться выглядеть смешными, поняли, что смех – это такая же сила, это то, за что их любят.

 

Не можешь – не будь!

– Когда ко мне приходят люди и говорят, что хотят стать клоунами, первое, что я им отвечаю: «Если можешь не быть клоуном, не будь им». Клоун – это не ремесло, не профессия, это способ жизни и способ мышления. Если ты мыслишь по-клоунски, то есть заходишь в дом не через дверь, а через окно, потому что так ближе, то тебе просто некуда будет деваться и придется стать клоуном. Но если есть хоть малейший шанс избежать этой участи, надо постараться избежать. У клоунов очень непростая жизнь.

ОмскПресс