Загадку трона императрицы Александры Фёдоровны разгадывают хранители Омского музея

Культура

Загадку трона императрицы Александры Фёдоровны разгадывают хранители Омского музея

В 2013 году Россия отпразднует 400-летие дома Романовых. К памятной дате специалисты Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля готовят выставку «романовской» коллекции. Наиболее ценным её экспонатом будет тронное кресло жены последнего российского царя Александры Фёдоровны, преподнесённое калмыцкой делегацией в 1908 году.

Ценное чёрное дерево, из которого делают клавиши для роялей, дорогой бархат и более 12 килограммов серебра… Лучшие калмыцкие мастера изготавливали в начале прошлого века подарок императрице – лотосовый трон. Разгадать его символику пытаются специалисты музея. Накладка на спинке выполнена из серебра и изобилует изображениями животных, людей и чудищ. Помочь расшифровать эти символы специалисты музея приглашали буддийских монахов. По словам главного хранителя Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля Анны ЧЕРНЯВСКОЙ, они внимательно осмотрели трон и дали много советов в расшифровке этой непростой символики. Но некоторые загадки всё же остались.

– Форма спинки трона напоминает цветок водяного лотоса, который в буддизме символизирует чистоту, святость и входит в ряд драгоценностей, – рассказал хранитель фонда Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля Игорь ГЛАЗОВ. – По одному из преданий, в день рождения Будды цветёт лотос. На изображениях целого ряда буддийских божеств они восседают на подобных тронах.

Помимо разгадки символов кресла Александры Фёдоровны планируется его реставрация – восстановление деревянной конструкции, текстильной основы и утерянных серебряных насадок.

– Деревянная конструкция трона Очень интересная и сложная, — отметил реставратор по дереву Омского музея изобразительных искусств М. А. Врубеля Владимир НОВОКШЁНОВ. – Проблема в том, что со временем она расшаталась и утратила прочность, швы рассохлись. Здесь предстоит деликатно укрепить соединения с помощью осетрового клея. К тому же на спинке трона в некоторых местах шпон чёрного дерева оторвался. Чтобы не нарушить историческую целостность, нужно подготовить аналог, из него выпиливать недостающие детали и собирать, как пазл.

 

Исторический факт

25 ноября 1908 года в Царском Селе Николай II принимал делегацию донских калмыков «для поднесения Его Императорскому Величеству двух кресел и серебряного изображения буддийского храма». Приём состоялся в малой библиотеке Александровского дворца. Вместе с этим троном делегация подарила ещё один, который предназначался для Николая II.

После Февральской революции 1917 года и до отправки царской семьи в Тобольск внутреннее убранство Александровского дворца оставалось неизменным. Но весной 1918 года во дворце организовали своеобразный музей даров, где были представлены все предметы, поднесённые Николаю II и его семейству. Экспонаты этой выставки находились в Александровском дворце до тех пор, пока не началась передача имущества дворцов в Государственный музейный фонд. Историки располагают данными, что из Государственного музейного фонда трон Александры Фёдоровны передали в Омский музей, а Николая II – в Восточно-Сибирскую торговую палату, но о последующей судьбе калмыцкого подарка ничего не известно.

 

МНЕНИЕ

Главный хранитель Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля Анна ЧЕРНЯВСКАЯ:

– В музее сегодня хранится более 50 уникальных произведений искусства, которые находились во владении императорской семьи. Над предстоящей выставкой, посвящённой 400-летию дома Романовых, мы работаем уже более двух лет. Часть реставрационных успехов мы уже экспонировали, к примеру картину Карла Фридриха Дейкера «Охота на кабана». Сейчас же идёт комплексная реставрация всех предметов – живописи, скульптуры, мебели и др. Над проектом работает целая команда специалистов-реставраторов, которые восстанавливают мебель из дворцов Санкт-Петербурга. Некоторые предметы утратили свои элементы, по этому специалисты музея вначале проводят глубокую научную работу, чтобы найти методики, способные помочь при восстановлении этих фрагментов. И только после этого берутся за реставрацию.

ОмскПресс