Чем пахнет Прохоров?

Политика

Чем пахнет Прохоров?

В минувшие выходные в конференц-зале «Москва» гостиничного комплекса «Измайлово» в столице прошла встреча 500 региональных журналистов с новым лидером партии «Правое дело» Михаилом Прохоровым.

Двухметровый олигарх появился перед журналистами с небольшим опозданием. Его коллеги по партии – журналист Александр Любимов, вице-президент по газу и энергоснабжению ТНК-BP Михаил Слободин, совладелец сети аптек «36.6» Артем Бектемиров и основатель фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман – появились несколько раньше.

«Клуб региональной журналистики», основанный и возглавляемый Ириной Ясиной, который организовывал встречу Прохорова с пишущей братией, собрал в «Измайлово» журналистов практически из всех регионов страны. Причём, учитывая историю самого «Клуба», журналистов именно «либерального толка». У командированных в столицу корреспондентов региональных изданий и телеканалов было достаточно времени, чтобы познакомиться, пообщаться и обменяться мнением не только о судьбе «правой» идеи в России, но и о личности самого Михаила Прохорова, столь же неоднозначного, сколько и уважаемого российского политика и бизнесмена. В целом, получалось, что представители общественности либеральную идею разделяют, но и Прохорову, и «Правому делу» доверять не спешат.

Возможно, именно этим был продиктован определённый скепсис, с которым начала встречу Ирина Евгеньевна Ясина, сразу же заявившая, что «Клуб региональной журналистики» (структура, кстати, близкая к проекту «Открытая Россия», который когда-то финансировал опальный ныне Михаил Ходорковский) лишь предоставляет новой партии право встретиться с «пишуще-говорящими» людьми из провинции, однако это не означает, что с подачи «КРЖ» аудитория мгновенно станет лояльна к Михаилу Прохорову. Первые вопросы к бывшему владельцу «Норникеля» и инициатору постройки «Ё-мобиля» как раз были пронизаны «нелояльностью»: «Зачем вам идти в политику?», «Дал ли вам Кремль разрешение?», «Почему в партии есть бывшие «единоросы»?»

Впрочем, нужно отдать должное самому Прохорову – держался он достаточно уверенно, на вопросы отвечал чётко и по существу. Во всяком случае, подловить на «воде» в ответах его удалось лишь однажды, когда журналист одной из региональных телекомпаний попросил Прохорова оценить эффективность не только правительства России, но и лично премьер-министра Путина. Понятно стало, что лидер партии, который не хочет называть себя оппозицией, о чём он говорил ещё на избравшем его съезде, в конфликт с главой ныне доминирующей партии вступать не намерен.

На остальные вопросы, даже сугубо локального значения, Прохоров отвечал со знанием дела и более результативно. Как выяснилось, журналистов заботят больше всего вопросы, связанные с формированием местных отделений партии. Можно выделить, по сути, три вида вопросов, которые были связаны с этой темой: «Кто возглавит местное отделение партии?», «Почему в регионах появляются сразу несколько политиков, называющих себя ставленниками Прохорова?» и «Как быть с бывшими «единоросами», которые начали «пиджачный флешмоб» в «Правое дело»?»

Михаил Прохоров расставил всё по своим местам. В ответ на конкретные вопросы о руководителях региональных отделений назвал конкретные фамилии. В ответ на вопрос о множестве своих «ставленников» рассказал, что это своеобразный вариант праймериз в варианте «Правого дела». «Каждая из групп, которая претендует представлять «Правое дело» в регионе, защищает свой вариант предвыборной программы и стратегии развития местного отделения, — пояснил Прохоров. – Мы здесь, в штабе, определяем, кто из региональных политиков наиболее достоин стать руководителем отделения партии в регионе».

Выяснилось, что выходцев из «Единой России» Прохоров не боится, хотя и не гонится за ними. «И потом, — напомнил собравшимся очевидную истину политик, — вспомните, что многие предприниматели шли в «партию власти» в поисках «крыши» для своего бизнеса». По его словам, сегодня появилась альтернатива той же «Единой России», которая исповедует идеалы, предпринимателям более понятные. Для него, объяснил лидер партии, важнее профессиональные качества человека, нежели его партийное прошлое. Он, собственно, и назвал «Правое дело» «партией успешных профессионалов».

Слово «профессионалы» вообще могло бы стать общеопределяющим для концепции пресс-конференции. Прохоров достаточно жёстко отреагировал на вопрос алтайского журналиста, в котором звучала обида за «старых партийцев», которых сместили «новые». Лидер «правых» назвал в качестве причины смены руководства партийных ячеек в ряде регионов неэффективность и непрофессионализм «старого руководства». Фактически партия – во всяком случае, её руководящие органы, создаются с нуля. Уже известно, что предложения войти в партию «Правое дело» озвучены олимпийскому чемпиону Александру Попову, легенде шоу-бизнеса Алле Пугачёвой, директору Библиотеки иностранной литературы Екатерине Гениевой, губернатору Кировской области Никите Белых, драматургу Николаю Коляде.

Ряд предложений партии пришёлся по душе журналистам, и к концу встречи они уже встречали некоторые фразы Прохорова аплодисментами. Так, нашли отклик в либеральной аудитории идеи передачи максимального количества полномочий и административных и финансовых ресурсов в муниципалитеты, избираемые гражданами, отмены налогов в сельскохозяйственном бизнесе, сокращения госаппарата, решения транспортной оторванности Сибири и Дальнего Востока от Центральной России.

«Предпринимателей не надо растить, надо не мешать им расти. Бюрократическая машина стала главным монополистом на всех рынках, а госслужба – самым прибыльным бизнесом. Нужна максимальная дерегуляция хозяйственной деятельности (за исключением стратегических отраслей и госмонополий), чтобы у чиновника не было возможности вмешиваться в бизнес и брать взятки», — ответил Прохоров на вопрос редактора делового журнала Галины Липатовой из Сургута.

Вместо отведённого по регламенту часа Прохоров отвечал на вопросы журналистов в два раза дольше, после чего принял более ста записок с вопросами из зала и, уже покинув зал, ответил на ряд вопросов телевизионщиков. За день до этого стало известно о президентских амбициях лидера партии – он заявил, что в случае, если «Правое дело» займёт второе место на выборах, партия обязательно выставит своего кандидата на президентские выборы, — поэтому неудивительно, что вопросы «вне зала» крутились как раз вокруг этой темы. И лишь журналистку из Курска интересовало, почему 46-летний самый богатый россиянин до сих пор не женат.

Отправившись на запись эфира телепередачи «НТВшники», Прохоров передал слово своим соратникам. Наибольшую активность проявили журналисты, общаясь с Михаилом Слободиным из ТНК-BP, которого Прохоров в своём, как он выразился, «теневом кабинете министров» назначил министром энергетики и ЖКХ. Слободин осветил свой подход к реформе системы жилищно-коммунального комплекса и раскритиковал систему «управляющих компаний», которым сегодня в России без должного контроля переданы практически все ресурсы по обслуживанию жилого фонда. Артём Бектемиров из «36,6», отец шестерых детей, рассказал о своей позиции в отношении политики по восстановлению национального здоровья и демографии.

«Министр СМИ» Александр Любимов с журналистами общался уже после пресс-конференции. На вопрос ОмскПресс, готова ли партия к противостоянию  с так называемым «административным ресурсом», Любимов ответил, что руководство партии будет работать во всех регионах и тщательно следить за исполнением избирательного законодательства. «Омская область — тяжелый регион во многих смыслах, — заметил бывший руководитель ВГТРК. — Может быть, Полежаев просто не до конца понимает, что мы имеем ввиду. Либо он сознательно пытается влиять на омскую аудиторию, чтобы ввести ее в заблуждение и оттолкнуть избирателей от нас, сделать так, чтобы люди нам не верили, — пояснил Любимов ОмскПресс свою позицию, имея ввиду негативный отзыв омского губернатора о партии «Правое дело». — В любом случае, у нас будет возможность поговорить с Полежаевым и выяснить, что он имел ввиду. Возможно, он просто не в курсе, какая у нас программа и чего мы добиваемся. Если это так, будем разъяснять».

Слова губернатора Полежаева о том, что он «чувствует от Прохорова запах раннего Гайдара» удивительным образом сочетались с итогом встречи, который подвела «хозяйка» журналистского клуба Ирина Ясина. Она рассказала, что в своё время, когда «Правое дело» только образовывалась на осколках СПС, отговорил её вступать в партию именно Егор Тимурович Гайдар, интеллигент и интеллектуал, пожалуй, единственный человек, который не побоялся пойти на «расстрельную» должность премьер-министра ельцинского правительства и начавший непопулярные до сих пор реформы, которые в итоге помогли перестроить страну и вывести её из кризиса, доставшегося в наследство от Советского Союза.

Как отнёсся бы Гайдар, будь он жив сегодня, к Прохорову и его программе, неизвестно. Но со стороны, видимо, понятно, что у «Правого дела» много общих идей с идейными реформаторами начала 90-х. Разве только теперь у «новых правых» есть опыт и ресурсы, которых не было у Гайдара, когда только-только рождалась страна. 

 

Репортаж: Александр Жиров

ОмскПресс