Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
21
октября
вс
Ночь 0
Утро 0
Бензин в Омске
АИ-9237.25АИ-9539.35
АИ-9843.00ДТ40.55
USD65.30 66.30
EUR75.00 76.50
 ПокупкаПродажа
CCBot/2.0 (https://commoncrawl.org/faq/)

НовостиКультура в Омске

Уникальная ткань с эксклюзивным рисунком была сделана специально для Омского хора

На открытии сезона Государственного Омского русского народного хора 25 сентября омичи увидят премьеру номера «Сибирская свадьба». Артисты будут блистать в новых костюмах. Самое интересное о нарядах действующих лиц «Сибирской свадьбы», созданных по традиционным канонам, читателям «Вечёрки» рассказала художественный руководитель коллектива Олеся СИДОРСКАЯ.
07.09.2011 05:23
Поделиться:

Красный цвет считался символом молодости, расцветания жизни, был связан со свадебным обрядом. Вот почему его так много в сегодняшнем костюме хора.

Красные рубашки у девушек – довольно архаичного бесполикового кроя (т. е. сшитые из одного перегнутого пополам полотна ткани, к верхней части которого пришиваются рукава). Очень важная часть костюма – аксессуары. Трехрядные бусы артистов изготовлены из натуральных камней: коралла, бирюзы и змеевика. Камни привезли из Москвы, и омские мастера по заказу хора сделали бусы разной длины, собранные на одну петлю и завязанные лентой. Никаких застежек – все, как у наших прабабушек.

Бусы повторяют три основные цвета костюма: свежий красный, небесный бирюзовый и природный зеленый. Желтый – цвет солнца и сарафана – повторяется в янтарных серьгах балетной группы коллектива. У оркестра и хора серьги из бирюзы.

Пояс по народной традиции – обязательный оберег, без него невозможно. Кроме того, он прекрасно подчеркивает фигуру молодых артисток. Широкий, на прочной клееной основе пояс хора называется «шитик». Он украшен строчевой вышивкой и жемчужными пуговицами. Такой пояс более позднего происхождения, чем тканый.

Рукава женской сорочки не длинные, идут лишь до локтя и завершаются летними манжетами. Манжеты украшены двойным кружевом и ленточной перевязкой – по-праздничному.

Сарафан – прямой, «с грудкой», сшитый из большого отреза. Чем больше отрез, тем пышнее сарафан и тем красивее он кружится во время движения. А чем больше на нем сборок, тем богаче семья девушки.

Такая ткань – «белоземельная», когда на светлом фоне идет растительный орнамент, – была популярна в XIX веке, и хор специально заказал нужный эскиз у профессионального художника. По этому эскизу уфимская фабрика создала материал эксклюзивно для хора. Больше такую ткань вы нигде не встретите.

Подол сарафана в традиционной одежде обязательно нагружался, это же мы видим и в сценическом костюме хора: густая плиссированная оборка по низу, кружево, повторяющее основные цвета костюма. Под подолом обязательно есть подъюбник, который виден при кружении.

Самое распространенное и хорошо известное название головного убора – кокошник. На самом деле он назывался девичьей повязкой или коронкой. Расшитую жемчугом и бисером коронку положено надевать только на прямой пробор. Девушки имели право не прикрывать волосы, и если мы посмотрим сбоку, то увидим, что тыльная часть головы не прикрыта. Только понизу идет закрывающий красный бант, которым завязан головной убор. Из-под банта спускается главное украшение – длинная коса. Те артистки, у которых нет длинной косы, пользуются достижениями сегодняшней индустрии красоты.

И еще один обязательный аксессуар – большие цветные серьги. У балета это янтарь, у оркестра и у хора – бирюза в мельхиоровой и серебряной оправе.

Самую популярную рубашку в Сибирь привезли переселенцы. Это косоворотка с планочкой сбоку, с левого края. Она сшита из льна, который хорошо держит форму, все того же красного цвета. Правда, оттенок у мужской рубашки темнее, чем у девичьей – как это и было положено.

По подолу, горловине и манжетам косоворотка украшена тесьмой. Тесьма для костюма артистов была выбрана в соответствии с традиционным украшением мужских рубах. Она не имитирует ручную вышивку – она имитирует ту самую тесьму, которой украшались рубашки более позднего происхождения. В конце XIX века уже переставали вышивать мужские рубашки, потому что появились красивые тесемки.

Рубаха непременно подпоясывалась тканым поясом. У артистов на самом деле пояс из имитационного ткачества – машинного. Тем не менее он сделан с такими же кисточками и завязывается, как положено, на правую сторону. Вообще считалось, что правая сторона мужская, а левая – женская. Девушки тоже носили тканые пояса, но завязывали с левой стороны. Штаны артистов сохранили традиционный размер и рисунок ткани. Они немножко шире, чем сапоги, и сшиты из черной ткани, украшенной коричневой полосочкой с прочеркиванием. Этот традиционный узор пошел от тканых штанов, полотно для которых изготовляли в домашних условиях.

Кожаные сапоги были свидетельством богатства: не каждый мог себе позволить. Тем не менее эта обувь очень удобна для пляски. Сапоги сшиты в Омске по тогдашней моде: подъем, каблук и характер голяшки. Последняя должна немножко плиссироваться, это же, кстати, касается и женских сапог. Прямо стоят только солдатские «кирзачи».

Этот костюмный комплекс знакомит зрителей с костюмом северных губерний России, откуда приехали переселенцы на территорию Сибири. Общая идея в том, чтобы показать наиболее выгодные, зрелищные части традиционного костюма XIX века. Такой сарафанный комплекс был очень популярен вплоть до 20-х годов XX века.

Бордовые сапоги на устойчивом каблучке были очень популярны в богатой народной среде. Натуральную кожу брусничного цвета закупали в Москве и за границей, а шили в Омске. Долго искали именно такой насыщенный бордовый цвет: на самом деле ярко-красные сапоги, которые мы себе обычно представляем, – это немножечко неправда. Сапоги должны быть именно благородного темного цвета, который способен сочетаться с любым костюмом. Удобная обувь очень важна, особенно для артистов. И сапоги, на первый взгляд одинаковые у всего коллектива, на самом деле кое-чем отличаются. У балетной группы обувь сшита из более плотной кожи: приходится больше исполнять трюков. А из кожи помягче сшиты сапожки хора, в которых приходится проводить на сцене два часа, а то и больше.

 

КСТАТИ

Стоит отметить, что герои нашей страницы – не жених и невеста. Их костюмы несколько отличаются. Как – увидим на открытии сезона 25 сентября.

Просмотров: 885
Для печати Отправить другу На главную

Читайте также:

Изображение

Культучреждения Омска и области уже подготовили свои программы для «Ночи искусств»

Омичи смогут бесплатно посетить театры и музеи с 18:00 до 22:00 часов.

Читать далее →
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Сетевое издание «Омскпресс» (18+).

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 от 17.11.2016 г.

Учредитель: Харитонов Константин Николаевич.
Главный редактор: Чухутова Мария Николаевна.
Адрес редакции: 644042, Омская область, г. Омск, пр-т Карла Маркса, д. 20, офис 501, 8 (988) 253-57-79.
Электронный адрес редакции: redactor@omskpress.ru.
Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов: mary@omskpress.ru.
Для рекламодателей: adv@omskpress.ru
Счетчик