Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
19
декабря
ср
Утро −21
День −19
Бензин в Омске
АИ-9237.25АИ-9539.35
АИ-9843.00ДТ40.55
USD67.10 67.46
EUR76.70 76.70
 ПокупкаПродажа
CCBot/2.0 (https://commoncrawl.org/faq/)

НовостиКультура в Омске

Маэстро омского цирка

Профессия дирижёра сама по себе интересна, но если ты не простой, а цирковой дирижёр, то курьёзов и приключений в твоей жизни будет с избытком. В оркестре омского цирка омич Сергей РОЙЗ работает вот уже тридцать два года, из них более двадцати он стоит за дирижёрским пультом.
31.08.2011 05:04
Поделиться:

На днях Сергею Ефимовичу исполнилось пятьдесят пять. Корреспондент «Вечернего Омска» отправился в гости к маэстро, чтобы поздравить его со знаменательной датой и заодно с днем рождения цирка, который артисты отметили 26 августа. Плюс – ну очень хотелось поговорить с ним о том, что скрыто от глаз публики, пришедшей на представление.

 

Четвероногие меломаны

Дирижеры обычно стоят спиной к публике и больше интересуются тем, что происходит в оркестровой ложе, а не в зрительном зале. Иное дело цирковой дирижер, который себе такой роскоши позволить не может.

– Хоть краем глаза, но ты всегда должен наблюдать за артистами, – говорит Сергей Ройз. – Ведь это, скажем, в балете они сами подстраиваются под музыку, а на цирковом представлении все совершенно наоборот.

Наоборот, особенно если «балерины»… лохматые и косолапые. Как, например, во время недавних гастролей, когда в Омск приезжал цирк Юрия Никулина с дрессированными медведями, танцующими «Лебединое озеро». И не дай бог дирижер под них не подстроится, не отследит каждое «па» – четвероногие балерины могут сбиться с ритма и завалить представление!

– Ответственность колоссальная, поэтому ты все время держишься в напряжении, – поясняет маэстро. – Причем оно настолько сильно, что порой за один вечер худеешь килограмма на два.

Музыканты, играя, следят за животными, а животные, выходя на манеж, – за игрой музыкантов. Причем иногда едва ли не больше, чем за командами дрессировщика.

– Например, тигры, которым приходится прыгать сквозь обруч, охваченный пламенем, хорошо понимают, что эту «адову муку» им устроили… музыканты, – улыбается Сергей Ройз. – Ведь звери привыкли, что перед прыжком всегда звучит барабанная дробь. Прозвучала – значит, все, им пора лететь сквозь огонь. Некоторые даже умоляюще смотрят на нас: «Ребята, не надо!» Наверное, тигры считают, что если мы не сыграем барабанную дробь, то не надо будет и прыгать.

Или взять другой случай, когда слоненок дрессировщицы Нины Корниловой устроил «дебош» за кулисами. «Топ, топ, топает малыш!» – под звуки мелодии этой песни Валентины Толкуновой он каждый день выбегал на манеж, правда, только на утреннем представлении. Но однажды музыканты вдруг заиграли ее во время вечернего. Слоненок в это время мирно стоял в загончике, однако, услышав знакомую музыку, тут же пришел в боевую готовность. Отчаянно затрубив, мол, сейчас же мой выход, а вы здесь меня заперли! – он выломал дверь и самостоятельно, без дрессировщицы, побежал к зрителям.

 

Медвежий «прикол»

Укротители знают, что в клетку к животным войти легко – выйти трудно. А к музыкантам циркового оркестра хищные звери время от времени сами приходят «на огонек».

– Особенно по весне, когда у них играют гормоны, – смеется маэстро. – К примеру, однажды прямо с манежа сбежала и бросилась к нам медведица всемирно известного дрессировщика Гранта Ибрагимова. Наверное, ей кто-то сказал по секрету, что в нашем оркестре работают одни мужики.

И эти самые мужики кинулись врассыпную, когда косолапая дама решила без стука войти в оркестровую ложу. Впрочем, на памяти Сергея Ефимовича бывали случаи и покурьезнее. К примеру, однажды прямо на головы музыкантов из-под купола цирка свалился… медведь.

– В конце медвежьего номера одного из топтыгиных с помощью троса поднимали на самую верхотуру, и он парил над ошеломленными зрителями, – улыбается Сергей Ройз. – Правда, омичи не догадывались, что зверь-то не настоящий, а вместо живого медведя летает по воздуху замаскированная в медвежью шкуру гимнастка. Не знал этого и саксофонист Константин Бородаенко, которого мы пригласили на представление заменить заболевшего музыканта. Правда, решив подшутить, о трюке с медведем ему сказать «позабыли».

В общем, играем, и тут это мохнатое чудо летит. Причем прямо на голову Константина, который ни о чем не догадывается. Буквально за миг до «стыковки» он взглянул вверх и тут же махом через барьер. Но перед тем как покинуть оркестровую ложу, Костя схватил свои ноты и саксофон – спасал от «разъяренного хищника» самое дорогое, что у него было. И долго потом обижался на нас за этот медвежий «прикол».

В отличие от музыканта, охранник омского цирка спасался уже от настоящего зверя. А если точнее, от здоровенного яка, с которым в наш город приезжал на гастроли дрессировщик Виталий Тихонов. И, конечно же, тоже весной.

– Гастроли эти уже подходили к концу, когда прибыла новая труппа с дрессированными коровами, – вспоминает маэстро. – Як, разумеется, учуял появление самочек и неоднократно пытался сбежать, чтобы поближе познакомиться с дамами. Быка раз за разом ловили, но однажды все-таки не уследили. Никем не замеченный, он пробрался в фойе и, словно танк, попер на беднягу охранника, стоявшего у него на дороге. Тот поспешил спрятаться от этой рогатой махины, а як как ни в чем не бывало поднялся по лестнице на второй этаж. Погуляв там немного, он проник в зрительный зал и решил спуститься к манежу прямо по рядам кресел, заполненных перепуганной публикой. Я ни до, ни после этого случая больше не видел, чтобы люди прыгали вверх с такой скоростью, причем из сидячего положения.

А як-путешественник в конце концов застрял между креслами где-то на середине пути и позже был эвакуирован за кулисы.

 

Живой звук

Все течет, все меняется, в том числе и оркестр омского цирка.

– Раньше работать у нас считалось престижным, потому что это был один из лучших эстрадных коллективов Омска,– вспоминает Сергей Ефимович. – Отдыхали только по понедельникам, все остальные же дни пахали как лошади. По вторникам, средам, четвергам и пятницам мы давали по одному представлению, в субботу – по два, а в воскресенье аж целых три. Прикиньте, какое было у нас чувство локтя, какая сыгранность и мобильность?

Неудивительно, что многие музыканты, прошедшие столь серьезную школу, сегодня уже работают за границей.

– К примеру, саксофонист Виктор Виницкий переехал в Израиль, там же живет и работает наш бывший трубач Валера Медведев, – продолжает маэстро. – А другой саксофонист, Боря Лимонов, сейчас в США.

Плохо лишь то, что омская молодежь не спешит им на смену. По словам Сергея Ефимовича, в колледж культуры и искусств в нынешнем году не поступил ни один трубач, ни один саксофонист – и это на миллионный-то мегаполис!

– Пройдет еще лет пять-семь, и, возможно, у нас вообще некому будет играть, – говорит дирижер. – А на смену живым музыкантам придет фонограмма.

К слову, это уже происходит, и сегодня многие труппы работают именно под фонограмму, лишая музыкантов работы. И люди уходят из цирковых оркестров.

– Когда я пришел в цирковой оркестр, в нем играли двадцать человек, – поясняет Сергей Ефимович. – А сейчас вместе со мной, дирижером, осталось только тринадцать. Но наш директор Елена Филипповна Агафонова делает все возможное, чтобы оркестр работал. Ведь если мы долго не будем играть, то просто разучимся это делать.

А с другой стороны, живой звук – это же еще один замечательный способ доставить зрителям удовольствие. Порой и до курьезов доходит.

– Когда к нам приезжал цирк Юрия Никулина, мы играли не только во время программы, но и перед ней, – улыбается Сергей Ройз. – Причем очень хорошую музыку. И вдруг однажды из зала к нам поднимается какая-то женщина и, протягивая тысячерублевую денежку, заказывает «Абсент» Елены Ваенги. Мы денег не взяли и поначалу даже обиделись: это же цирк, а не ресторан! А потом вдруг дошло, что ведь эта женщина никогда бы не подошла, если бы ей не понравилась наша игра.

Впрочем, мастерство омского циркового оркестра оценили не только омичи. По словам Сергея Ройза, его музыкантов часто приглашают на различные мероприятия, в том числе и международного уровня. К примеру, несколько лет назад они играли даже на чемпионате мира по латиноамериканским танцам, где выступали танцоры со всей планеты. По достоинству оценили и труд самого Сергея Ефимовича: около полугода назад от имени Российской государственной цирковой компании ему вручили почетный знак «За выдающиеся заслуги».

Просмотров: 1861
Для печати Отправить другу На главную

Читайте также:

Изображение

Шнуров написал песню про Омск и Летова

Строчка «Все идет по плану» вошла в припев.

Читать далее →
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Сетевое издание «Омскпресс» (18+).

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 от 17.11.2016 г.

Учредитель: Харитонов Константин Николаевич.
Главный редактор: Чухутова Мария Николаевна.
Адрес редакции: 644042, Омская область, г. Омск, пр-т Карла Маркса, д. 20, офис 501, 8 (988) 253-57-79.
Электронный адрес редакции: redactor@omskpress.ru.
Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов: mary@omskpress.ru.
Для рекламодателей: adv@omskpress.ru
Счетчик