Культовый режиссёр Сергей СОЛОВЬЁВ привёз на «Киносозвездие России» два фильма: «2-Асса-2» и «Анна Каренина». Оказывается, эти ленты надо смотреть без перерыва, одну за другой – они сняты как дилогия. Об этом режиссёр рассказал на встрече с омскими журналистами.
Сердца героев легендарного фильма «Асса» требовали перемен. И вот эти перемены произошли. «2-Асса-2» – это не ремейк, а исторический комментарий. Теперь все по-другому, а как и что – режиссер рассказал в своей картине, которую называет в беседах «трагической».
– Сергей Александрович, когда было сложнее снимать кино – в советское время или сейчас?
– Даже сравнивать нельзя. При советской власти мы ругались, конфликтовали, но все конфликты, даже трагические, носили характер конструктивный. У нас была возможность отстаивать себя. Посмотрите фильмы тех лет, почитайте биографии людей, которые снимали тогда, – это состоявшееся поколение. Сейчас наступило время абсолютной рыночной развязности, переходящей в хулиганство. Кто такой режиссер на площадке – вообще непонятно. Объявили о продюсерском кино. Сейчас настоящих продюсеров мало существует, в большинстве своем – самозванцы, посредники между деньгами и съемочной площадкой.
– Почему «самозванцы»?
– Да потому, что они могут прийти в монтажную, отгрызть кусок пленки, выкинуть в форточку, а тебя самого выгнать с площадки. Вот что такое «продюсерское кино». Для того чтобы зарабатывать деньги, не нужны ВГИК, Тарковский и Эйзенштейн: достаточно толково поучиться в финансовой академии. Это, быть может, будущее нашего капиталистического кино. Но то кино, которое у нас было, которым мы завоевали любовь и доверие зрителя, авторитет в мире кинематографа, основано на абсолютно других принципах. Это общение экрана со зрителем – уважительное, человеческое общение. Этот кинематограф утрачен. Оборону сейчас держат всего несколько людей. И сколько мы еще простоим – это загадка, ведь мы помеха «развитию» национального кинематографа.
– Почему вы привезли на фестиваль сразу два своих фильма?
– «2-Асса-2» и «Анна Каренина» связаны, и это не PR-ход, а действительно фильм-дилогия. Если есть интерес к этому, то понять, что имелось в виду, можно, посмотрев все эти картины. Лондонская кинематографическая академия устроила показ первой «Ассы», второй и «Анны Карениной». Народу было битком набито. Дальше мы уехали в Канаду, оттуда – в Израиль.
– Как вы считаете, имеет ли смысл бороться с видеопиратством?
– Это неоднозначный вопрос. Борис Гребенщиков, например, считает, что с пиратством бороться не нужно: главное, мол, чтобы тебя услышали. А я, к примеру, сейчас лёг грудью, чтобы в Интернете нельзя было найти ни вторую «Ассу», ни «Анну Каренину». Просто попросил фээсбэшников. Но при этом не убеждён, что прав. Если по-общефилософски, то, может быть, и имело смысл выложить их на торренты с соответствующими комментариями. Но меня всё-таки не покидает надежда, что всё будет нормально.