Омск поборется за «ГЛОНАСС»

Наука

Омск поборется за «ГЛОНАСС»

ФГУП «Сибирские приборы и системы» («СПС») провело первый раут переговоров с иногородней фирмой о создании на мощностях омского предприятия совместного производства навигационной аппаратуры наземного назначения. Возможно, что конкурировать в данном сегменте рынка СПС придется с Омским НИИ приборостроения.

С неба на землю

В последние три года в России отмечался динамичный рост производства на предприятиях, задействованных в федеральной целевой программе «Глобальная навигационная система» (рассчитана до 2011 года, генеральный заказчик – Федеральное космическое агентство). Это объяснялось намерением федерального правительства восстановить отечественную навигационную систему «ГЛОНАСС», которая во время кризиса 1990-х выработала эксплуатационный ресурс. Из тридцати спутников на орбите тогда осталось только семь. К настоящему моменту группировку удалось пополнить 18-ю новыми космическими аппаратами. И в 2010 году реконструкцию системы предполагается завершить. На этот и будущий год запланировано еще два запуска ракет-носителей (в большинстве случаев это РН «Протон»), по три «глонасса» на борту.

В Омске на выпуске оборудования для космических аппаратов системы «ГЛОНАСС» специализируется «СПС». В частности, предприятие оснащает спутники блоками управления, приводами солнечных батарей и приводами жалюзи для систем терморегуляции космических аппаратов. Главный заказчик – ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева (Красноярск). Предприятие является головным в одноименном холдинге, в который в числе других девяти предприятий вошел и омский завод.

В настоящее время мощности «СПС» загружены примерно на 70%. В среднесрочной перспективе прогнозируется постепенное снижение заказов по теме «ГЛОНАСС». Дело в том, что комические аппараты, заменившие вышедшие из строя, изготавливаются с увеличенным сроком активной эксплуатации. Против прежних трех лет срок службы сначала продлили до семи лет. А в нынешнем году пройдут летные испытания первого образца «ГЛОНАСС-К», который сможет работать на орбите не менее 10 лет. С одной стороны, такие «возрастные изменения» позволят существенно сэкономить на расходах по поддержанию космической группировки «ГЛОНАСС». С другой – для законтрактованных ранее по данной тематике предприятий такая перспектива может обернуться потерей заказов.

Поэтому на случай такого тематического спада «Сибирские приборы и системы» предусмотрительно прорабатывают вопрос расширения номенклатурного перечня. В частности, на предприятии готовы освоить изготовление наземного навигационного оборудования (устройств для приема и обработки сигналов спутников «ГЛОНАСС»), чтобы теперь уже на Земле обеспечить устойчивую навигационную связь.

 

Избежать столкновения

Такие переговоры представители ОАО «Сибирские приборы и системы» ведут с ЗАО «Русские навигационные технологии» (Москва). Компания поставляет на рынок оборудование и программное обеспечение, которое способно принимать сигналы «ГЛОНАСС» и GPS. Игрок невелик – свою потенциальную долю на рынке оценивает в 5%. Однако в данном сегменте рынка эксперты делают ставку именно на средний бизнес. Встречный интерес к омской промышленной площадке есть. По мнению заместителя генерального директора ЗАО «Русские навигационные технологии» Эдуарда Андрианова, в 2010 году спрос на рынке навигационного оборудования может превысить предложение. Спровоцировать такую ситуацию может Федеральный закон «О навигационной деятельности», который Госдума РФ приняла в феврале нынешнего года. По этому закону до 1 января 2011-го так называемые госпотребители обязаны оснастить весь транспорт – технику и технические системы – средствами навигации «ГЛОНАСС». Соответствующие директивы государственные предприятия и организации уже получили.

– Мы должны быть готовы обеспечить спрос, – рассказал «Обозревателю» Андрианов. – Поэтому заинтересованы в дополнительных производственных мощностях в сибирских регионах.

Вместе с тем, на свою, причем львиную, долю претендуют и крупные игроки. По словам представителя Омского НИИ приборостроения, данной темой (изготовление навигационного комплекта для транспорта) предприятие занимается с 2006 года. В 2007-м удалось выйти на серийное производство, а в нынешнем году планируется открыть продажи.

– Наше предприятие способно закрыть весь рынок Сибири и Дальнего Востока, – сообщил начальник отдела гражданской продукции ОНИИП Константин Патронов. – А в случае усиления конкуренции мы можем пойти и на снижение цены. Необходимым финансовым ресурсом для этого предприятие располагает.

 

Навигатор для грибников

Скорее всего, конкурентная борьба развернется не только между участниками рынка навигационного оборудования, но и собственно между навигаторами – американским NAVSTAR (GPS) и российским «ГЛОНАСС». Из-за того, что в России слабо развито производство наземного оборудования, стоимость отечественных приемников до сих пор была существенно выше американского аналога системы. Это во многом обеспечило массовую популярность GPS у российского потребителя. Понятно, что продвижению американского навигатора на российский рынок способствовала и временная пауза в работе «ГЛОНАСС» в 1990-х. И хотя сегодня восстановлением системы занимаются в спешном порядке, отечественный навигатор все же уступает американскому. «ГЛОНАСС», в отличие от GPS, пока не обеспечивает качественную связь, устойчивость сигнала и 100%-ную доступность для потребителя. По разным оценкам, зона покрытия территории России системой «ГЛОНАСС» составляет от 60 до 80%. Правда, как утверждают некоторые специалисты, этого вполне достаточно для рядового потребителя – автомобилистов, грибников и туристов. К тому же существующие ГЛОНАСС приемники, как правило, могут работать сразу в двух стандартах – российском и американском.

 

Сергей СЕРГЕЕВ

ОмскПресс