Правительство, где 600 миллионов?

Политика

Правительство, где 600 миллионов?

Первый заместитель председателя правительства Омской области Андрей Бесштанько отказался от беспроцентного целевого бюджетного кредита в размере 600 миллионов рублей на ремонт городских дорог. Эксперты считают, что «здесь на 200 процентов замешана политика».

Как тайное стало явным

Заключительное заседание весенней сессии областного Законодательного собрания (ЗС), состоявшееся 14 июля, обернулось скандалом. Поначалу парламентарии привычно штамповали вопросы повестки дня. Докладывая об исполнении областного бюджета за 2010 год, министр финансов правительства Омской области Рита ФОМИНА сообщила, что сумма так называемого переходящего на 2011 год внутреннего государственного долга составляет 12 миллиардов рублей. Его предельная величина – 14,8 миллиарда.

– Если так, то почему первый заместитель председателя правительства Омской области Андрей Бесштанько отказался от беспроцентного целевого бюджетного кредита в размере 600 миллионов рублей на ремонт городских дорог? – возмутился руководитель фракции КПРФ Андрей АЛЁХИН. – С этим кредитом нам было бы далеко до верхнего предела. К тому же деньги выделялись в рамках празднования 300-летия Омска. Кого мы наказываем – мэра или жителей города?

Многоопытный спикер регионального парламента Владимир ВАРНАВСКИЙ тотчас же свернул наметившуюся дискуссию, призвав «не выходить за рамки обсуждения вопроса».

Но все-таки замолчать острую тему не удалось. И тогда первый вице-губернатор Андрей БЕСШТАНЬКО с трибуны взялся объяснять, что «мы не можем наращивать государственный долг области новыми заимствованиями». Получилось у него не очень убедительно. Лидер фракции коммунистов в ответ процитировал письмо А. Бесштанько на имя и. о. министра экономического развития и торговли РФ Александры Левицкой, датированное 24 мая 2011 года, где указаны мотивы отказа от 600 миллионов на ремонт городских дорог. Однако председатель ЗС опять свел дискуссию к шутке, обратившись к Алёхину: «Я искренне рад, Андрей Анатольевич, что вы являетесь референтом министра экономического развития и вся почта идет через вас».

Попробуем все же разобраться, есть ли тут основания для юмора.

 

Мотивы отказа

Отбросим в сторону, как ненужный хлам, соображения этического свойства. Только на первый взгляд кажется странным, что в эпоху показной публичности о действительно важных вещах общественность узнает случайно и много дней спустя после того, как они совершились. Дозированная гласность – недавняя, но уже укоренившаяся российская традиция.

То обстоятельство, что об упущенной возможности получить средства на ремонт дорог жители Омска узнали 14 июля, а не двумя месяцами раньше, когда велась деловая переписка г-на Бесштанько с Министерством экономического развития РФ, имеет решающее значение для сезонных дорожных работ. Не исключено, что в мае на ситуацию с федеральным целевым кредитом по-другому бы отреагировали даже в ЗС, не говоря о муниципальных органах управления. И, возможно, могли бы повлиять. Теперь же придется ограничиться лишь констатацией факта, в результате которого могли бы наступить благоприятные для города последствия. Но не наступили.

Что пишет и. о. министра экономического развития Александре Левицкой первый вице-губернатор? В его отказном письме говорится, что «верхний предел внутреннего государственного долга Омской области в настоящее время установлен в размере 14,8 млрд рублей» и что «привлечение дополнительных бюджетных кредитов и увеличение государственного долга Омской области не представляется возможным». До верхнего предела области с нынешним государственным долгом в 12 млрд рублей еще ой как далеко. Даже коммунистическая оппозиция правительства Омской области в ЗС сегодня ставит ему в заслугу, что никогда до последней грани финансового истощения область при нем не доходила. Получается, Андрей Владимирович, мягко говоря, ввел в заблуждение высокопоставленного федерального чиновника. Учитывая его должностной ранг, вряд ли это произошло случайно.

 

Будущее Прииртышья в тумане

Потянем ниточку дальше. В письме мотивы отказа объясняются еще и тем, что перед правительством региона стоит задача решения важных сельских проблем, необходимостью повышения заработной платы работникам сферы образования, детских садов. Спору нет, повышать зарплату действительно надо. Но ведь одно другому не мешает. К тому же источники финансирования совершенно разные.

Первый вице-губернатор в своем блоге пишет: почему, мол, мэрия сама не берет кредит на ремонт и восстановление дорожной сети города? Снова речь о разных вещах. Бюджетный кредит, предлагавшийся Минэкономразвития, по сути, беспроцентный и целевой. Регионы за такими кредитами выстраиваются в очередь в кремлевских кабинетах. Губернаторы гоняются за ними. Отказываться от льготного кредита – более чем странно с такими дорогами в городе, как сейчас. А мэрия, если воспользуется советом Андрея Владимировича, сможет взять только коммерческий кредит под высокие проценты. Чувствуете разницу?

Высокопоставленный блогер прозрачно намекает своим оппонентам: сомнительно, что бюджетный кредит город использует по прямому назначению. Тоже странно. Поступить кредит должен был через региональное правительство. Вот и контролируйте, сообщайте, как расходуются средства на ремонт дорог в городе. У вас же масса рычагов воздействия! А теперь в сухом остатке, как ни крути, только одно: наказали жителей Омска.

ОмскПресс