Каракули – это серьёзно!

Культура

Каракули – это серьёзно!

Уникальный городской музей «Искусство Омска» (ГМИО) единственный в России работает исключительно с местными художниками. И он один из числа немногих музеев имеет фонд детского искусства: рисунки малышей и школьников, подростковые картины и керамика учеников ДШИ, работы студентов колледжей и институтов. «Вечёрка» узнавала, что же такого интересного в детских каракулях.

Не «каляка-маляка», а экспонат!

В детском фонде музея насчитывается около двух тысяч единиц хранения. И каждая представляет собой научную ценность, будь то семейный портрет в исполнении трехлетней девчушки или студенческие работы Георгия Кичигина. Да-да, ГМИО есть чем похвастать: ранние произведения заслуженного художника, датируемые 1970-ми годами, не имеет ни один другой омский музей.

– Благодаря коллекции детского искусства мы можем, к примеру, проследить эволюцию художника, – говорит основатель и первый директор ГМИО Владимир ЧИРКОВ. – Есть у нас несколько работ, вышедших из-под кисти одного и того же человека в разные периоды его жизни: вот так он в детстве рисовал спонтанные, произвольные каракули, вот его работы времен учебы в художественной школе, вот студенческие… Таких примеров считанное количество, но они в фонде музея имеются.

Зачем серьезному научному учреждению детские «каляки-маляки»? Ведь не каждый увлеченно карябающий карандашом по бумаге ребенок станет в будущем художником. Ответ, оказывается, кроется в самой идее музея омского искусства.

– Мы, принципиально, – не музей краеведения! У нас есть выдающийся краеведческий музей, зачем второй?! Нас интересует даже не история искусств, не внешняя история событий, а духовное ощущение омича, так называемый омский менталитет, – подчеркивает Владимир Федорович. – В этом отношении исключительный интерес представляют спонтанные работы дошкольников – они фиксируют сиюминутную ситуацию в обществе. И вообще, детский фонд представляет ценность практически по всем параметрам, обозначенным в концепции музея, призванного раскрыть омский социум с точки зрения его ментальности, духовности. На сегодня мы в музее «Искусство Омска» заложили основания практически для трёх музеев! Это музей изобразительных искусств, куда включается актуальное искусство, – у нас самая крупная коллекция авангарда. Со второй коллекцией можно открывать музей омского фотоискусства – она насчитывает 30 000 единиц хранения. И наконец, на основе третьей коллекции можно создать полноценный музей детского искусства. Но, к сожалению, сегодня у нас нет материальной возможности все это осуществить, и это очень печально.

Детский фонд городского музея «Искусство Омска» – колоссальный педагогический ресурс. «Представьте себе: у нас хранится рисунок мальчишки 90-х годов. А потом он вырастет и придет в музей со своим сыном или дочерью. Ребенок увидит папины каракули на стене в музее. Какую гордость за своего родителя почувствует этот малыш!» – добавляет Владимир Чирков.

 

СПРАВКА «ВО»

Самый первый в мире музей детского творчества открылся в Армянской ССР. В 1970-е годы в Ереване его основала искусствовед Жанна Агамирян. Детская картинная галерея (Национальный центр эстетики) сегодня насчитывает более 100 000 детских художественных произведений из 130 стран.


Очевидные невероятности

• В 1990-е годы, когда ГМИО начал комплектовать детский фонд, сотрудников музея поразил факт, на который ранее никто не обращал внимания. Дети, рисуя свои дома, огораживали их только-только тогда появившимися высокими бетонными заборами. Они первыми зафиксировали это изменение в облике города.

• Специалисты музея по рисункам учеников художественных школ могут безошибочно определить педагога, с которым занимается этот ребенок.

• По рисунку ребенка можно понять, где живет его автор. К примеру, все рисунки обитателей южного региона земного шара очень «канареечны и попугаисты» – цветистые, яркие. А австралийские малыши любят точечную, пуантилистскую живопись. Владимир Чирков объясняет это связью с прикладным искусством, с характерными этническими татуировками.

ОмскПресс