Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
18
октября
ср
Ночь +9
Утро +8
Бензин в Омске
АИ-9234.25АИ-9538.05
АИ-9840.00ДТ35.60
USD57.30 57.50
EUR67.40 67.65
 ПокупкаПродажа
CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/)

НовостиКультура в Омске

Мастер и его мастерская

Юбилей, как правило, сопровождают другие круглые даты. По молодости как-то не обращаешь внимания, а тут вдруг замечаешь, одному событию десять лет, другому четверть века. Художнику Георгию Петровичу КИЧИГИНУ (заслуженному художнику, заслуженному деятелю искусств, профессору и прочая регалии) - 60! И тут в разговоре выясняется, в своей мастерской он работает уже тридцать лет, именно здесь создавались знаменитые картины и полотна. Вот об этой обители живописца и поговорим.
25.05.2011 00:18
Поделиться:

Предтеча

Нет, до этого имелась крохотная мастерская - метров двадцать, буквально «мастерушка», и по соседству еще 3-4 человека. Друг другу не мешали - каждый в своем уютном уголке, каждый в своем огромном мире, у каждого собственные завихрения.

- Грех жаловаться, - говорит Кичигин, - я от той власти хлебнул сполна.

Речь идет о творческой даче «Сенеж», принадлежащей Союзу художников. Там молодой живописец время от времени проживал по два месяца кряду. Одновременно съезжалось до девяноста человек. Дома с трехкомнатными квартирами. Большая комната - мастерская, в двух других единолично обитали художники.

- Для меня «Сенеж» - сплошной праздник. Столько людей, столько общений и еще умудрялись работать. И работали, как черти!

Живописец вставал рано, задолго до завтрака, и шел писать, после завтрака опять работал, пока не заглядывал кто-нибудь из приятелей. Например, финский (из русских эмигрантов) пейзажист Энгестром, он учил Геру правильному русскому языку. Мол, не смей произносить «рюкзак», правильно -«вещевая сумка». Заходили, приветствовали, а дальше день катил в непредсказуемость. Но все равно ценность определялась по работам.

- Когда начинаешь, ты ноль. И только потом прибавляются циферки. А они за счет общения, за счет учителей, которые приезжали, читали лекции, смотрели, наставляли и делились. В частности, Валентин Гафт приезжал, Лия Ахеджакова, Лев Прыгунов, он сам теперь профессионально живописью занимается. Чем душа и полнилась. А такое ощущение, будто и не прошло тридцати лет...

Обретение

Однажды, тридцать лет назад, председатель Союза художников Ростислав Федорович ЧЕРЕПАНОВ высказал мысль, а не выделить ли молодому талантливому художнику мастерскую? Что и было сделано.

Кичигину мастерская показалась огромной: 65 квадратов плюс 25 коридор! Даже пришлось привыкать к простору. В прошлом она принадлежала хорошему живописцу Николаю Брюханову, но после него простояла неприлично долго - восемь лет. Когда Георгий въехал, здесь еще стояли десять работ Брюханова. Кичигин сразу же сделал антресоли, где они хранились еще несколько лет, пока их не купил музей. Одна из них - картина «Славянский марш».

...И пришлось разгребать «авгиевы конюшни». В пустующем помещение до сего делали гобелены и ковры. Ноги по щиколотку утопали в войлоке, шерсти, нитях. Помогала в сем адовом труде молодому художнику его девушка Вера. Это через год и далее она станет Верой Ивановной Кичигиной, матерью талантливой Лизочки, а тогда - просто любимая. Кстати, в мастерской на стене висит единственная картина Кичигина (остальные на антресолях или лицом к стене - ждут своего зрителя), называется «Вера». Первая работа, написанная в мастерской. Светлая длинноволосая красавица в одежде розовых тонов с длинным белым шарфом стоит, облокотясь о старинный шкаф, а в зеркале отражается окно и не менее древний ломберный столик. Казалось бы, портрет современной девушки, а все одно проглядывает какая-то, свойственная только Кичигину, мистика. Причем здесь старина? А притом... Эту мебель, не зная, куда девать, пристроил другу художник Володя Стефанеев. У него соседка-старушка преставилась, а отправлять на помойку такие раритеты жалко, у самого места не разогнаться. Вот Гера по случаю и обставился.

Знайте, этот из далекого прошлого гардероб до сих пор в мастерской, а главное, является основным персонажем знаменитой картины «Великая степь. Славянский шкаф».

Как его занесло отсюда в бескрайние просторы, пусть каждый фантазирует сам. Георгий Петрович ведь не публичный, а очень индивидуальный художник. Не в смысле как личность, что бесспорно, а в смысле, что зритель с его работами всегда наедине, как с книгой или с музыкой.

К примеру, я перед «Трассой» стоял минут сорок и не настоялся. Во-первых, она «размерна», такую не напишешь в двадцати квадратных метрах, требуется пространство кичигинской мастерской. Во-вторых, если сравнивать полотно с книгой, то по объему оно - многотомник типа «Хождений по мукам». Столько здесь персонажей, судеб, историй. В правом углу похороны, а чуть за углом - целующиеся молодые люди, которых не смущает печальный духовой оркестр. А через несколько километров с левого края картины - свадьба, и здесь уже другие гармошки.

О, музыка! Она частый герой в работах мастера и всегда слышна, будь это даже «Симфония безмолвия»...

И снова мастерская. Стена с единственным портретом «Вера» продолжается антресолями и свисающими холстами, на которых и за которыми работы Кичигина, так сказать, личные запасники. Зато от противоположной стены глаз не оторвать, то ли галерея, то ли выставка различных подарков, сувениров и всевозможных предметов: от старинного

гудящего медью самовара до слепков медалей, посвященных победам Российского воинства. Среди всего, например, шесть небольших работ друга Владимира Брайнина, художника из Москвы. Да и сама стена, и ее детали не раз фигурировали в работах Кичигина: «Дыхание времени», «Большой натюрморт» и так далее.

А посередине мастерской - ставший знаменитым благодаря автопортрету «Несение мольберта», он, семидесятикилограммовое основное подспорье живописца, тот самый мольберт! Смотришь на него и невольно испытываешь почтение к его устойчивости, увесистости, угрюмости. Об этом мольберте, несомненно, надо писать отдельную фантасмагоричную повесть в стиле Гоголя или Булгакова.

Обитель

Она же: крыша над головой, приют, пристанище, угол, кровля, сень, логово, апартаменты...

Когда-то я обучал журналистов и руководил летней практикой второго курса. Обычно студентов направляли во всяко разные СМИ, где они заваривали чай, исполняли курьерскую работу, а кому повезет, писали худые заметки. Я предпочитал экскурсии: по студии телевидения, чтоб слегка пощупали мечту, в театр, но не на спектакли, а в закулисье, чтоб увидели, из чего делают зрелища и, конечно, в мастерскую Г. П. Кичигина. После каждого похода, соответственно, отчет в виде репортажа, статьи или очерка.

До Георгия Петровича посещение музея имени Врубеля, а потом - стремглав через дорогу, и вот она - святая святых Мастера!

Кичигин каким кажется такой и есть -не зол. Ребят моих, по предварительной договоренности, встречал мило, добро, рассаживая на немногочисленные стулья. Большинство стояло, как в храме. По сути, они и посещали храм. Великий перед сопляками выставлял по очереди полотна, картины, вообще все свое бессмертие. Рассказывал...

Прошли годы. Не все стали журналистами. Кто подался в продавцы, кто в артисты, кто в матери-одиночки... Но, все как один помнят визит к Художнику. На всю жизнь помнят.

Мастер и его мастерская отнюдь не замкнуты. Они не только гостеприимны, сами идут к нам. А знаете как? Достаточно увидеть цикл «Мастерская. Выходы»: «Шум улицы», «Дождь», «Зной». Двери открыты...

Недавно отмечали 120-летие М. А. Булгакова. Некоторые критики вопрошали, мол, а где нынешний Михаил Афанасьевич? Мы, омичи, можем смело ответить, так вот же он, у нас, правда, в качестве живописца!

Молитва

Георгий Петрович Кичигин:

- Ирония - капля яда, от которой организм более устойчив.

- Для меня важна не форма, а содержание.

- Как нашел, так и пошел.

- Главное, сам себе не перечь.

- Потому что - один. Когда один, зависаешь в полете, и время напросто отсутствует.

Аминь.

И я там бывал, мед-пиво - вдосталь...

Просмотров: 1110
Для печати Отправить другу На главную

Читайте также:

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Терпеливое русское счастье поэта Сергея Мальгавко

Порой любители поэзии говорят, что и Мальгавко, фотохудожника, журналиста, поэта, родившегося в Омске, занесло в Тару провидение.

3178 просмотров
3
Александр Лейфер Александр Лейфер

председатель Омского отделения Союза российских писателей, заслуженный работник культуры РФ

СЕСТРА и БРАТ

Давно, ещё в  1987 году вышла моя небольшая книга "…Буду всегда жива" (Документальное повествование о Валентине Бархатовой и её друзьях). Удалось разыскать и младшего брата – Павла, он жил тогда в Братске. А потом, когда книга вышла, мы с ним решили попробовать разыскать хоть какие-то следы пропавшего без вести их старшего брата  Константина. 

12255 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник

Я - доброволец!

Добровольческие мероприятия и акции, проходящие в Омске и области. Сделайте свой город лучше!
© СИ Омскпресс 2009-2017г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик