Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
21
августа
пн
Ночь +14
Утро +19
Бензин в Омске
АИ-9234.25АИ-9538.05
АИ-9840.00ДТ35.60
USD59.02 59.30
EUR69.30 69.60
 ПокупкаПродажа
CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/)

НовостиКультура в Омске

Юбилеи почти не виден

В нынешнем году Омскому театру драмы исполняется семьдесят пять лет, однако юбилей свой, подозреваю, он вряд ли будет отмечать. Его афиши ориентируются на совсем иную точку отсчёта, переносящую дату основания театра из двадцатого века в девятнадцатый. Потому и значится в них сегодня: «137-й сезон».
03.05.2011 20:01
Поделиться:

Ох уж эти даты, вечно с ними путаница. Но ничего не поделаешь - приходится разбираться, каким образом удалось вычислить столь почтенный возраст и даже зафиксировать его в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 22 мая 1974 года. Он гласит: «За заслуги в области советского театрального искусства и в связи со 100-летием со дня основания наградить Омский драматический театр орденом Трудового Красного Знамени».

Сразу скажу: особых возражений против самого факта награждения у меня нет, и, если бы в качестве обоснования фигурировали лишь «заслуги в области советского театрального искусства», повод оспаривать что-либо отпал бы сам собой. Вдалеке от признанных театральных центров, в условиях отнюдь не идеальных главный режиссер Яков Киржнер и директор театра Мигдат Ханжа-ров сумели собрать редкую по обилию ярких актерских индивидуальностей труппу. Высокий уровень отличал ее спектакли. Один из них - по пьесе омича Николая Анкилова «Солдатская вдова» - незадолго до награждения орденом отметили Государственной премией РСФСР имени К. С. Станиславского.

Но констатацией творческих заслуг Указ, к сожалению, не ограничился, и в тексте его появился дополнительный аргумент: «...в связи со 100-летием со дня основания». Раньше в таком случае брали под козырек: раз «наверху» сказали «100-летие» -значит, так оно и есть. Или. должно быть. Любая полемика исключалась, тем более что причин для нее как будто не просматривалось: 1874 год отмечен в истории Омска событием в самом деле примечательным - завершением строительства деревянного здания театра. Пятого сентября того же года сюда пригласили зрителей, и единственный вопрос, который остался, касается не достоверности самой даты, а лишь возможности признать ее исходной в биографии Омского драматического.

Ответить на него утвердительно не позволяют, как мне думается, следующие обстоятельства. Ну, прежде всего, наш драматический - театр профессиональный, в то время как первое представление в здании, построенном в городской роще по проекту «городового архитектора» Эдуарда Эзета, дали любители, так что дату возникновения Омской драмы требуется, по крайней мере, подкорректировать.

Невозможно «прописать» в Омске и наезжавших несколько позднее профессиональных артистов. Останавливались они на короткое время, а задержавшаяся было в 1876-1877 годах антреприза Якова Надлера ставила и музыкальные спектакли. К тому же вскоре после ее отъезда здание сгорело. Автор изданной в 1950 году первой книги по истории омской сцены Симона Густавовна Ландау утверждает, что вслед за пожаром, уничтожившим театр, «сведений о нем больше не встречается вплоть до 80-х годов».

Выходит, с какой стороны ни разглядывай здание в городской роще, сходство, пусть и отдаленное, с Омским драматическим обнаружить сложновато. С таким же успехом дату основания последнего можно отодвинуть в шестидесятые годы XVIII века, когда, как сообщает Иван Андреев в «Домовой летописи», «к рождественской неделе учрежден от генерала (главного командира Сибирского корпуса Иоганна фон Шпрингера. - М. М.) был в чертежной для полирования молодых людей оперный дом, где и чинили представления разных трагедий и комедий.»

По критериям инициаторов столетнего юбилея, все сходится. Помещение у «оперного дома» имелось - упомянутая «чертежная». Ставил он, вопреки «оперному» своему имени (оно тогда толковалось шире), драматические пьесы. Да еще труппа омская. А что любительская и вскоре распалась, так на это, оказывается, легко закрыть глаза.

Столь прямолинейный подход, понятно, неприемлем. Некорректно возникавшие в разное время и разительно отличавшиеся друг от друга сценические образования «подвёрстывать» к одному-единственному театру, сколь бы значительную роль он ни играл в дальнейшем. Да никто этого до известных пор не делал. «.Первое известное нам в Зауралье специальное театральное помещение» -так охарактеризовала Симона Ландау здание, построенное в 1874 году, и пояснила: «Спектакли прекратились. Потом снова возобновились с перебоями, когда появлялась на омском горизонте новая стая «перелетных птиц». <...> Все эти подверженные разным случайностям спектакли кочующих актерских трупп, колесивших в кибитках и санях по дорогам старой Сибири, а позже - по рекам на пароходах, еще нельзя назвать вполне систематическим театральным обслуживанием города.

Не было уверенности в том, что через неделю спектакли не сорвутся, не было гарантии в приезде очередной труппы, не было известно, кто собирается приехать, что представляет собой тот коллектив, который задумал завернуть в Омск, и надолго ли. Жизнь театра далекой сибирской провинции то замирала, иной раз даже на целый год, то снова возрождалась».

Отталкиваясь от 1874 года, придется включить в послужной список Омской драмы и постановки, мелькавшие в восьмидесятые в новом здании театра. Дико холодное, с опасно деформировавшимися стенами, оно вскоре было снесено, после чего Омск еще семь лет жил без сценического помещения. В том же ряду зрительское заведение в виде амфитеатра, с земляной ареной, возведенное в конце века на берегу Оми извозопромышленником Петром Сичкарёвым. Там шли спектакли, цирковые представления, фильмы. Омичи презрительно именовали это закопченное керосиновыми плошками сооружение «сичкарёвкой».

Но, если даже год основания театра еще нуждается в уточнении, как удается с такой легкостью отсчитывать сезоны, проведенные им? Возраст здания здесь не всегда подсказчик. Конечно, проще простого путем вычитания одной даты из другой получить желаемое число «100», только и в этом случае понятия «столетие театра» и «сотый сезон» не обязательно совпадут. Сезон по тем или иным причинам, как мы убедились, может не состояться.

Такая на поверку «сезонная» арифметика получается. Вернее, не получается вовсе. Иначе придется признать, что «перелетные птицы» гнездились исключительно в Омске.

Лишь с 1900 года город, как считает Ландау, «мог выдержать целый сезон солидную драматическую труппу».

Тогда-то и занялись строительством театра. Почти пять лет продолжалось оно, а когда завершилось, взорам горожан предстал дворец, прекраснее которого в Омске нет до сих пор, - творение Илиодора Хворинова. На нем ни к чему была табличка-объявление «Театр» -за версту все видели: театр! Как церковь.

С 24 сентября 1905 года, когда антреприза Евгения Долина показала в новом здании «Ревизора», можно, видимо, начинать разговор о зарождении Омского драматического театра, да и то - с оговорками. Своей драматической труппы так и не появилось, зато заезжие опера и оперетта обитали на его сцене еще три десятилетия. Потому и назывался он городским театром. Наш Музыкальный с не меньшими основаниями может посчитать эту дату исходной в своем жизнеописании, а при желании отодвинуть ее на добрую сотню лет - в девяностые годы XVIII века. Тогда в Омске усилиями местных любителей были поставлены оперы «Лиза», «Разносчик», «Мельник».

Из сказанного вряд ли нужно делать вывод, будто в 1905 году все свелось к постройке здания, а самого театра как организационной и художественной структуры в Омске по-прежнему не существовало. Возник театр, не очень похожий на столичные, мало чем напоминающий также будущую драму. Он не имел постоянной труппы, жанровая ориентация его была весьма широкой, однако такова данность, практика определенного этапа развития сценического дела в провинциальной России - когда театр утвердился в форме постоянно сменявших друг друга антреприз.

И появившийся в начале двадцатых годов Первый советский театр драматическим называться не мог: включал еще многочисленную оперную труппу плюс оркестр. Что же касается объявившегося спустя десятилетие Синтетического театра Владимира Торского, то, как говорит название, драматическими спектаклями он тоже не ограничивался - ставил наряду с ними музыкальные произведения.

Как видите, если немного покопаться в хронологии, дата появления театра драмы заметно приблизится к нашему времени, и уж во всяком случае, не покинет XX век. Кто и почему решил упредить его столетие - в общем, секрет полишинеля.

Руководители Омского драматического не без оснований считали, что даже серьезные творческие успехи не гарантируют периферийному театру благополучия, если он обойден столь ценимыми в брежневские годы наградами и званиями. Отдавали они себе отчет и в том, что дают их подчас, руководствуясь дополнительными соображениями - не в последнюю очередь «юбилейного» порядка. Вот и пришла идея «тряхнуть стариной».

Пишу об этом не затем, чтобы бросить тень на театр драмы, а в надежде избавить рассказ о нем от привнесенных временем искажений и наслоений. Впрочем, в одном ли времени дело? В конце концов оно ушло, а в театре все так же продолжают отсчитывать сезоны с. 1874 года. Неистребимо желание привстать на цыпочки - дабы казаться выше, значительней. Прежде можно было если не оправдать, то объяснить это, но сейчас. Не хочется ворошить прошлое? Да куда ж от него денешься?.. Рано или поздно напомнит о себе заметкой в одном из апрельских номеров «Омской правды» за 1936 год, излагающей «решение совещания при Главном управлении театрами», где без околичностей записано: «.перестроить Омский синтетический театр в областной драматический, - и указано время, когда это сделать: - <.> к началу 1936/1937 года».

Естественно, у театра могут быть другие суждения по поводу этой даты, только вряд ли стоит тогда скрывать их. Но в ответ пока молчание.

Просмотров: 897
Для печати Отправить другу На главную

Читайте также:

Изображение

Омский режиссер поучаствует в Московском фестивале российского кино

Короткометражку «Снимок» Ивана Захаренко покажут во внеконкурсной программе.

Читать далее →

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Терпеливое русское счастье поэта Сергея Мальгавко

Порой любители поэзии говорят, что и Мальгавко, фотохудожника, журналиста, поэта, родившегося в Омске, занесло в Тару провидение.

2089 просмотров
3
Александр Лейфер Александр Лейфер

председатель Омского отделения Союза российских писателей, заслуженный работник культуры РФ

СЕСТРА и БРАТ

Давно, ещё в  1987 году вышла моя небольшая книга "…Буду всегда жива" (Документальное повествование о Валентине Бархатовой и её друзьях). Удалось разыскать и младшего брата – Павла, он жил тогда в Братске. А потом, когда книга вышла, мы с ним решили попробовать разыскать хоть какие-то следы пропавшего без вести их старшего брата  Константина. 

11946 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник

Я - доброволец!

Добровольческие мероприятия и акции, проходящие в Омске и области. Сделайте свой город лучше!
© СИ Омскпресс 2009-2017г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик