Профессия нон-стоп

Общество

Профессия нон-стоп

Легко ли быть лидером?

В омском детском саду № 4 мечтают о создании Детской академии творчества, поиска и эксперимента. «Академический» подход к образованию оценен коллегами по педагогическому цеху. Предводителя будущих маленьких «академиков» — заведующую Анну СПИРКИНУ -на конкурсе «Лидер в образовании» отметили почётным титулом «Лидер дошкольного образования».

— Анна Яковлевна, вы всегда мечтали стать лидером в своём деле?

— Нет. Но мечтала внести живую, свежую струю в жизнь детского сада. Первые мечты были очень скромные: построить альпийскую горку, отремонтировать кабинет, приобрести пылесос. И мечты сбывались! А сегодня наши планы уносят нас далеко вперед: мы мечтаем о новом корпусе детского сада, о Детской академии творчества, поиска и эксперимента.

— В чём суть вашего проекта Детской академии?

— Это детский сад будущего, в котором у каждого ребёнка будет возможность получать дошкольное образование в соответствии со своими интеллектуальными и психологическими особенностями. Ему предоставляется полная свобода выбора занятий и увлечений. При этом родители должны стать равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса, руководителями кружков, оформителями и так далее. То есть мы хотим добиться оптимального сочетания семейного и общественного воспитания дошкольников. А главным критерием оценки труда педагогов должно стать качество педагогической деятельности, а не формальный стаж и образование.

— Ритм жизни сегодняшних дошкольных учреждений основывается на строгом режиме. Сложно представить, что может быть иначе.

— Сегодня это преодолимо, нам предоставляется большая свобода построения жизни воспитанников, главное — согласовать с родителями, заказчиками образовательных услуг. Важно не просто заинтересовать, а зажечь всех участников воспитательно-образовательного процесса новой идеей (сотрудников, педагогов, воспитанников и их родителей), чтобы всем стало понятно, что сегодняшний день требует космического прорыва в образовании. Его все ждут. И педагоги готовы дерзать, они живут созиданием и творчеством. К сожалению, реалии таковы, что труд их сегодня оплачен недостойно, а ведь человек выше сытости, когда он сыт.

— Проект «Детская академия» — это то, к чему вы стремитесь. А чем вы увлекаете детей сейчас?

— У наших детей весь день расписан. Спортивные развлечения, народные праздники, космические путешествия, тематические и физкультурные занятия. Даже трёхлетние малыши проводят исследования, экспериментируют с простыми предметами, учатся задавать вопросы: как, почему, откуда и зачем. Кроме того, мы организуем совместные творческие проекты родителей и детей, когда мамы и папы делятся своим родительским опытом.

— Не поспоришь, что профессия воспитателя, руководителя детского сада — это всё-таки призвание. Что удерживает вас в профессии?

— Прежде всего — коллеги, самоотверженно работающие, увлеченные своим делом, загорающиеся новыми идеями, живущие заботами своих учеников, воспитанников. Ведь педагогические коллективы — особые общности людей. В работе с детьми нет остановок, отдыха, передышек. Кто-то не выдерживает и сходит с дистанции. Но уходить очень трудно. Понимаешь, без тебя-то обойдутся, а ты обрываешь нити, которые связывают твою жизнь с жизнью, заполненной волнениями и эмоциями и постоянным движением вперед.

— Как вы находите вдохновение для творчества?

— Творение — когда ты работаешь непосредственно с людьми, детьми, а когда у тебя столько бумаг, что не спасает номенклатура дел… Но я всегда откладываю все дела в пользу творчества. К счастью, коллектив, которым я руковожу, творческий, всегда открытый для нового, легкий на подъем, готовый, если требуется, к напряженной работе для пользы общего дела. К тому же родители воспитанников живо откликаются на все нововведения, если понимают, что все это развивает детей.

— Как работается сегодня в сфере дошкольного образования? Ведь такая большая сегодня нагрузка на детские сады?

— Если сравнивать со школой, конечно, в детском саду легче. Если сравнить с детским садом 10-20 лет назад, сейчас труднее и руководителю, и воспитателям. Но работать интереснее сейчас, больше возможностей проявить себя, представить свой опыт, познакомиться с чужим. Неограниченные возможности общения. Конкурсы педагогического мастерства, которые сейчас проводятся, организованные мэрией, департаментом образования, помогают самоутверждению каждого и коллектива в целом.

ОмскПресс