Местное самоуправление вернут в игру для преодоления системных проблем

События

Местное самоуправление вернут в игру  для преодоления системных проблем

«Единая Россия» предложила правительству РФ оптимальный сценарий реформ. Эксперты «Стратегии-2020» отмечают, что в результате слишком туго закрученных гаек граждане перестали доверять институтам власти, политика не опирается на общественное мнение, а само государство плохо управляемо. Как вариант выхода из кризиса предлагается административная децентрализация, усиление роли местного самоуправления, развитие системы прямой выборности мэров крупных городов.

Разработка «Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года», реализация которой должна обеспечить вхождение страны в группу ведущих мировых держав по объему ВВП, по среднедушевому доходу и по множеству других параметров, ведется четвертый год. За это время назрела необходимость актуализации официально еще не принятого документа, чем по поручению правительств и занялись несколько экспертных групп. Одна из них, а именно центр социально-консервативной политики (ЦСКП) «Единой России», на днях представила правительству доклад «Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика».

Доклад оказался критическим по отношению к сложившейся на сегодня системе власти. По мнению авторов, в ней имеет место «далеко зашедший кризис». Виной тому, в частности, «противоречивая» политика федерального центра в отношении регионов. От губернаторов и мэров одновременно требуют и повышения эффективности, и сохранения любой ценой социальной стабильности.

— Подобная несбалансированная позиция, наряду с ограничением самостоятельности в расходовании бюджетных средств, отсутствием мандата от населения (в случае как региональных, так и, всё в большей степени, муниципальных руководителей) и мелочным контролем, тормозит проведение любых серьезных реформ, — отмечают аналитики. — На этом фоне региональные элиты утрачивают навыки и мотивацию заботиться об интересах своих территорий, действуя в «собственных личных и узкогрупповых интересах».

Для выхода из кризиса ЦСКП предложил целых пять сценариев, охватывающих весь спектр действий: от «ничего не менять, и даже усилить централизацию власти» до «немедленной демократизация с возвратом к выборам губернаторов и восстановлением автономии каждого уровня власти». Радикальные сценарии, по мнению экспертов, чреваты негативными последствиями и рисками. В случае укрепления властной вертикали «деградация системы будет нарастать, а ее способность решать позитивные задачи — еще более снижаться»; при слишком же резкой демократизации «достаточно велика вероятность того, что на волне протестных настроений на многих территориях к власти придут политики популистского и националистического толка, связанные с криминалом лидеры».

Оптимальным, по мнению группы экспертов «Стратегии-2020», является «сценарий административной децентрализации и постепенной демократизации». Он предполагает, что в рамках сложившейся системы отношений между уровнями власти будет осуществлен ряд мер, позволяющих «где-то установить, где-то рационализировать «правила игры». Причем демократизация должна в первую очередь укрепляться в системе местного самоуправления, поскольку «на этом уровне выборы до сих пор сохранены, а механизмы вертикализации еще не приобрели такую устойчивость, как на региональном уровне».

— Одновременно с восстановлением реальных механизмов выборности необходима эволюционная корректировка механизмов муниципальной реформы, направленная на расширение возможностей проведения самостоятельной политики в тех муниципальных образованиях, где для этого есть объективные и субъективные предпосылки: сформированное местное сообщество, способность к мобилизации ресурсов, — пишут в своем докладе аналитики ЦСКП.

В умеренных, или как их называют сами авторы доклада -консервативных, сценариях пересмотру сложившейся на сегодня системы выборов уделено особое внимание. Подчеркивается, что «для городов с населением свыше 100 тысяч человек переход (а где-то — возврат) к прямой выборности мэров необходим, поскольку только в этих условиях возможна межпартийная конкуренция и затруднена криминализация управления в связи с множественностью «игроков».

КОММЕНТАРИЙ

Олег СМОЛИН, депутат Госдумы РФ:

— Я не раз напоминал коллегам, депутатам Думы, старую теорию легитимации конфликтов: если вы не хотите, чтобы котел взорвался, пар нужно выпускать хотя бы в свисток. А в России в последнее время перекрывался даже свисток. Это происходило, когда отменяли выборы губернаторов, выборы депутатов по одномандатным округам и принимали все новые законы, ущемляющие местное самоуправление. Чего мы добились? С 2001 по 2009 год общее число террористических актов увеличилось почти в 10 раз. В этом смысле назначаемость губернаторов как антитеррористическая мера — а нам ее преподносили именно так — полностью провалилась. Не достигнет провозглашённых целей и идея отмены выборности мэров.

И вот сейчас «Единая Россия» пытается несколько оживить политическую систему. Это шаги в правильном направлении, и вопрос состоит в следующем — будут ли они действительно предприняты и не запоздали ли они уже. То есть насколько ещё поддаётся реформированию сложившаяся крайне жёсткая система власти.

 

ОмскПресс