Лакомая акватория

Политика

Лакомая акватория

Коллектив «Обь-Иртышводпути» намерен защитить у президента РФ своё предприятие от захвата

О том, что сейчас происходит в государственной структуре ФГУ «Обь-Иртышводпуть» и у коллег-речников ОАО «Омский речной порт», рассказывает руководитель учреждения, депутат Омского горсовета Сергей ОВЧИННИКОВ.

— Сергей Александрович, как случилось, что предприятие, которое в Росморречфлоте считают одним из лучших в отрасли, в Омской области подвергается прессингу, а его руководитель получает какие-то «черные метки» от губернаторской прессы?

— Это всего лишь продолжение истории, которая началась еще в период приватизации 90-х годов, их сейчас часто называют «лихими». Я думаю, определенные лица до сих пор не успокоились по поводу того, что Омский речной порт и государственная структура Росморречфлота находятся вне сферы их влияния.

— Вы можете назвать конкретные имена или хотя бы заинтересованные стороны?

— А вот подумайте, где крупнейшие омские заводы — имени Карла Маркса, имени Козицкого, имени Куйбышева, Трансмаш, Электроточприбор, Сибзавод? Где они все? Вспомните, кто ими занимался, и делайте выводы. На сегодня я остался одним из немногих самостоятельных руководителей. Причем считаю, что именно этот факт позволил ФГУ «Обь-Иртышводпуть» и ОАО «Омский речной порт» остаться на плаву.

А попытки прибрать их к рукам были, и неоднократные. Действовали сразу по нескольким направлениям: банкротили речпорт, не рассчитываясь с предприятием за выполненные заказы. Параллельно шли прямые «наезды» со стороны криминалитета. Достаточно сказать, что был убит главный диспетчер Омского района водных путей и судоходства Валерий Григорьевич Лесничий, который курировал прием и расход топлива, работу флота, прием и выполнение заказов. И виновных, кстати, до сих пор не нашли. Звонки с угрозами неоднократно поступали и продолжают поступать и мне.

Давление идет и со стороны тех, кто ведет песочный бизнес. В регионе, в котором нет нефтяных месторождений, залежей угля, да фактически нет вообще никаких полезных ископаемых в общепринятом понимании этого слова, именно песок играет роль таковых. Песок у нас стал объектом интереса самых различных -в том числе теневых — структур. Ведь это основной материал при строительстве и ремонте автодорог, жилья, самых различных объектов. Речь идет о миллиардных заказах, оплачиваемых из бюджета.

Как пример могу назвать строительство гидроузла на Иртыше, в районе Красной Горки, к которому должны приступить в этом году. Там нужно будет намыть миллионы кубометров песка. Финансироваться объект будет из федерального и регионального бюджетов. Стоимость проекта оценивается в 10 млрд рублей — четверть годового бюджета Омской области.

Основной источник добычи песка в Омской области -река Иртыш. Слишком многим хочется брать и черпать из него как попало и где попало. А тут, оказывается, есть предприятие, которое мешает заниматься бесконтрольной добычей песка, которому государственной властью поручено соблюдать порядок на реке, обеспечивать безопасность судоходства. Вот и пытаются это предприятие убрать, а если получится — и прибрать к своим рукам.

— Вы обращались по этому поводу в местные правоохранительные органы, в областное правительство?

— Неоднократно. Но, к сожалению, давление на наши предприятия только усиливается. Идут бесконечные проверки со стороны правоохранительных органов, в том числе прокуратуры. Количество проверок и запросов за 2009-2011 годы перевалило за 200. Ну невозможно же работать, когда к вам через день приходит новый запрос! Похоже, в Омской области призыв президента Медведева «прекратить кошмарить бизнес» не действует. Продолжают годами проверять одно и то же, вновь и вновь возбуждать уголовные дела по уже закрытым эпизодам.

Вот пример: еще в 2007 году ФГУ «Обь-Иртышводпуть» для выполнения плана по предпринимательской деятельности, упорядочения работы переправ, завоза грузов на малые реки, а также для собственных нужд учреждения приобрело у ОАО «Омский речной порт» семь судов. Приобрело ниже рыночной цены в 2-4 раза, то есть получило прибыль. Заметьте — прибыль не в мою пользу, а в пользу государственного предприятия! Так нет, вопреки здравому смыслу мне инкриминировали нанесение ущерба. Высший арбитражный суд определил правомочность наших действий и признал эту сделку законной. Однако сейчас исполняющий обязанности руководителя Следственного комитета Андрей Кондин вновь выносит постановление о возбуждении уголовного дела, которое уже несколько раз разваливалось за отсутствием состава преступления.

СПРАВКА «ВО»

Федеральное государственное учреждение «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (ФГУ «Обь-Иртышводпуть») ведет свою историю с 1938 года. Основными задачами ФГУ «Обь-Иртышводпуть» являются эксплуатация и развитие водных путей, регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечение безопасности судоходства. Предпринимательская деятельность охватывает грузоперевозки, разработку подводных траншей для трубопроводов, силовых и телефонных кабелей, сооружение затонов и акваторий, углубление акваторий и подходов к причалам, намыв пляжей, защиту берегов от размыва.

Учреждение располагает обширным — более 270 единиц — парком технического флота, способным за навигацию извлечь до 30 млн кубометров грунта. Численность сотрудников — 1500 человек. Протяженность судоходных водных путей — более 14 тысяч километров. Пять филиалов — в Ханты-Мансийске, Салехарде, Тобольске, Сургуте и Омске.

Словом, нас и сегодня пытаются «утопить», только в отличие от 90-х на роль исполнителя заказа назначена Омская транспортная прокуратура. Она инициирует большую часть дел против ФГУ «Обь-Иртышводпуть» и ОАО «Омский речной порт».

Я не понимаю, зачем нас уничтожать, если мы самые крупные налогоплательщики в городе Омске, работающие на реке. Получается, что люди облечены властью, но не заботятся о государственных интересах.

— Сергей Александрович, как вы намерены добиваться справедливости, ведь речь идет не только и не столько о вашей деловой репутации, но под угрозу попали интересы крупных предприятий и их коллективов?

— В первую очередь мы намерены защищаться в суде. А трудовые коллективы приняли решение обратиться к высшему руководству страны. Другого пути у нас сегодня нет.

Добиться справедливости другим путем сегодня, к сожалению, фактически невозможно. Вот смотрите — я задействовал депутатскую трибуну, изложил все факты давления на Омский речной порт и ФГУ «Обь-Иртышводпуть» в горсовете. И какой был резонанс? Да фактически никакой. Зависимые СМИ просто замолчали мои слова, а особо ретивые «журналисты» даже вручили мне «черную метку».

Уверен, суд покажет, что у нас пока еще правовое государство, хотя со стороны уже может так и не показаться.

А нашим трудовым коллективам я благодарен за доверие и поддержку.

Беседовал Сергей РУДОМЕТОВ

ОмскПресс