От приватизации рынков никто не пострадает — ни бюджет, ни производители, ни покупатели

Общество

От приватизации рынков никто не пострадает -  ни бюджет, ни производители, ни покупатели

В конце 2011 года в Омске состоится аукцион по продаже муниципальных рынков, после чего они перейдут в частную собственность. Что потеряет и что приобретет Омск от реализации торговых предприятий, выяснял корреспондент «Вечёрки».

Приватизация муниципальных рынков — мера вынужденная. Согласно 271-му ФЗ «О розничных рынках», к началу 2012 года все уличные прилавки должны перейти под крышу капитальных строений. Сегодня на балансе города находится четыре рынка — Советский, Ленинский, Центральный и Левобережный. Чтобы построить на каждом из них по дополнительному капитальному зданию, требуется 300-500 миллионов рублей. В городском бюджете денег на эти цели нет. Зато они есть у бизнесменов, которые, став собственниками рынков, исполнят требование закона и переведут уличную торговлю под крышу.

Как рассказал корреспонденту «Вечёрки» директор департамента городской экономической политики Сергей СИНДЕЕВ, 271-й закон просто не оставил городу иного выбора, как продать рынки в частные руки.

— Приводить рынки в соответствие с требованием закона означает изъять бюджетные деньги из других социально важных статей, — сообщил Сергей Синдеев. — Например, перестать строить и ремонтировать детские сады или поликлиники.

По словам директора департамента, от приватизации рынков город больше приобретет, чем потеряет. К примеру, Первомайский рынок, будучи в муниципальной собственности, платил в бюджет 50% от своей прибыли, а оставшиеся деньги тратил на свои нужды — текущий ремонт, заработную плату и пр. Земельный налог он не платил, так как участок находился в безвозмездном пользовании. После продажи рынка город единовременно получил 113 миллионов рублей. Кроме того, торговая точка теперь платит земельный налог в размере нескольких миллионов рублей в год. А за счет того, что на рынке увеличилось количество торговых мест, возросло и количество предпринимателей, которые платят налог. Все эти деньги идут в бюджет города.

Еще одним положительным моментом приватизации является то, что смена формы собственности даст рынкам толчок к развитию. Ярчайшим примером тому является рынок «Казачья слобода», где сейчас уже вводится в эксплуатацию третье капитальное здание. Собственник вложил в предприятие несколько сотен миллионов рублей и в итоге превратил его в современный торгово-ярмарочный комплекс. Сегодня здесь работает крупный супермаркет, сельхозпроизводители продают мясо и молочную продукцию, а не так давно открылся фитнес-клуб. При этом арендные ставки для предпринимателей находятся на уровне среднегородских. Аренда торгового прилавка обходится продавцам мяса в 2,1 тысячи рублей в месяц за один квадратный метр торговой площади. Продавцы молока, творога и сметаны ежемесячно платят за место по 750 рублей за квадратный метр. Что же касается садоводов, то они за возможность торговать на рынке вносят в кассу рынка 20 рублей в день. Очевидно, что приведенный выше пример разрушает миф о том, что после приватизации рынков новые собственники начнут устанавливать для предпринимателей огромные арендные ставки, что в свою очередь негативно отразится на стоимости продуктов. Многие частные рынки, наоборот, стараются придерживаться социальной направленности, делая все возможное, чтобы цены не били покупателей по карманам.

— Низкие цены для нас являются приоритетом, — рассказывает директор торгово-ярмарочного комплекса «Амурский» Наталья ПОЛИКАРПОВА. — Мы стараемся создавать конкуренцию. К примеру, не так давно пригласили производителя сыров с низкими ценами, и на соседних прилавках цены на сыр тоже снизились.

Как отметил Сергей Синдеев, количество предпринимателей на рынках не только не сократится, но заметно вырастет. Тому есть несколько причин. Во-первых, частный рынок более самостоятельный в вопросе принятия экономических решений по сравнению с городским. К примеру, муниципальный рынок не может сам сдавать в аренду площади свыше 30 квадратных метров, а также изменять арендные ставки для предпринимателей в зависимости от времени года. Каждый свой шаг он должен согласовывать с муниципалитетом. Во-вторых, приватизированный рынок напрямую заинтересован в том, чтобы на его площадях работало как можно больше предпринимателей, и ставить препоны для них он точно не будет.

Примечательно, что сами предприниматели, работающие пока еще на муниципальных рынках, к грядущей приватизации относятся спокойно.

— Предложение торговых мест сегодня превышает спрос. Если аренда вырастет — уйдем туда, где она ниже. Но думаем, что этого не случится. Собственник не захочет оставаться в пустых стенах, — высказали свою точку зрения продавцы мяса с Ленинского рынка.

Оптимизм продавцов поддерживают и сами покупатели.

— Я не думаю, что после смены собственника цены на продукты вырастут, — рассказывает постоянная посетительница Советского рынка Ирина ДОБРЫНИНА. — Поблизости есть немало социальных магазинов, и если цены подскочат -покупатели будут покупать продукты там, а не здесь. Думаю, что руководство рынка этого не допустит. Ведь оно должно бороться за каждого посетителя.

На протяжении полутора месяцев «Вечёрка» посещала омские рынки (как муниципальные, так и частные), беседовала с их руководителями и рассказывала, что те получили или ждут от приватизации. Все это позволило сделать вывод: смена собственника рынка не так страшна, как ее малюют.

Сколько мест свободно на рынках

Левобережный муниципальный рынок: 205 из 817 — около 25%.

Ленинский муниципальный рынок: 289 из 1110 — около 20%.

Центральный муниципальный рынок: 258 из 515 — более 50%.

Советский муниципальный рынок: 366 из 870 — почти 50%.

Рынок «Октябрьский»: 15 из 110 — около 15%.

Рынок «Кировский»: 0 из 195 — свободных мест нет.

ОмскПресс