Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
19
августа
вс
Вечер +15
Ночь +13
Бензин в Омске
АИ-9237.25АИ-9539.35
АИ-9843.00ДТ40.55
USD 66.60 68.30
EUR 75.20 77.70
 ПокупкаПродажа
CCBot/2.0 (https://commoncrawl.org/faq/)

НовостиКультура в Омске

Песни русские такие, что охота подпевать!

Песни русские такие, что охота подпевать!
Все мы рождаемся, живем и умираем под звуки родных песен. Любая русская мама хоть разок да споет своему малышу: «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю...» Каждый из нас если не знает наизусть, то хоть однажды слышал русскую народную песню. А значит, имел возможность перенестись на машине времени в прошлое и прикоснуться к самому сокровенному - человеческой душе. Ведь недаром один из самых распространенных эпитетов русской песни - задушевность.
15.03.2011 22:15
Поделиться:

А какая еще эта загадочная русская песня? Почему мы на слух безошибочно определяем, что звучит именно родной напев? Чем жили и что пели наши предки? И была ли музыкальная культура в Омске?

О песнях и о людях мы поговорили с профессором кафедры хорового дирижирования ОмГУ им. Достоевского Михаилом БЕЛОКРЫСОМ.

И душевная, и протяжная...

- Михаил Алексеевич, что определяет «лицо» русской народной песни?

- Прежде всего, я думаю, ее отличает большая протяженность музыкального звучания. Далее - многоголосная основа. Ну и помимо всего прочего, это хоровая песня, и я бы сказал - ансамблевая, потому что сольных песен здесь не очень большое количество. И еще - вариационность. Настоящие народные исполнители эту песню все время расцвечивают по-новому. Используется большое количество приемов, таких как игра гласных, различных приставок: «ох, ли, да». А еще обрыв слова, когда на нем берется дыхание. Не случайно говорят, что народную песню не пели. Ее играли. Это не значит, что исполнители двигались, бегали и прыгали. Они сопереживали друг другу. Они снова проживали в этой песне свою жизнь. Поэтому я бы отметил, что в русской песне много философских размышлений о жизни, о судьбе. Причем всё здесь высказывается не напрямую, а исподволь. Например:

Ничто в полюшке не колышется,

Только грустный напев где-то слышится.

Пастушок напевал песню дивную,

В той песне вспоминал свою милую:

Как напала на меня грусть жестокая –

Изменила мне черноокая.

И всё, больше ничего нет. Но в песне столько сказано, столько чувств вложено, что этого вполне достаточно. То есть русская песня не застывшая - привольная, не уложенная в размеры и ритмы европейской метрики. Вот это может сразу отличить русскую народную песню. Стоит отметить, что исполняется она по преимуществу без сопровождения. Очень редки песни с баяном или гармошкой.

- А какая русская песня чаще - мажорная или минорная?

- Проголосные песни, конечно, не очень веселые. Это и ощущение человеком себя как существа смертного, в думах о текучести бытия. С другой стороны, всё, наверное, обусловлено еще и тем, что человек радуется не так часто, как нам хотелось бы.

Кризис жанра или кулуарное искусство?

- Русская песня, к сожалению, сейчас уходит из нашей жизни, -сожалеет Михаил Алексеевич. -Надо помнить, что её прародиной всегда была деревня. А она сейчас переживает не лучшие времена. Конечно, город тоже создавал свою культуру, но все равно кузницей песен была деревня. Правда, не стоит сгущать краски. Исследования говорят о том, что культура не исчезает. Она просто уходит в иные горизонты, она локализуется, остается уделом избранных кругов, где живет и ждет своего часа, чтобы потом снова развиться. И мы будем на это надеяться. Потому что русские песни - это особый пласт нашей духовной культуры, который заслуживает, с одной стороны, благодарности, а с другой -всяческой поддержки и изучения. Остается только сожалеть, что эти песни очень мало звучат по телевидению и люди почти разучились их петь. Хотя очень многие исследователи и философы говорили о том, что народная песня - это то, что соединяет нас с историей, с миром, с философской сутью вещей.

Омск музыкальный

Принято считать, что Омск был городом купцов и рабочих, городом пыли и степных ветров. И откуда здесь такие тонкие субстанции, как музыка?! Но Михаил Алексеевич уверил меня в том, что нам могут позавидовать не только соседние города, но и крупные европейские столицы.

- Я уже много лет занимаюсь изучением музыкальной культуры нашего города. Правда, своеобразным путем я это делаю: через изучение личности музыканта, - улыбается мой собеседник. -В конце прошлого года у меня вышла книга «Музыкальная культура Омского Прииртышья в лицах». Но учтите, что это уже третий том. Сейчас я готовлю том четвертый. И все это говорит о том, что Омск не был пустым в музыкальном отношении. Конечно, иногда это была интенсивная жизнь, иногда ее активность снижалась, но это вполне закономерно.

Наш город может по праву гордиться. И не только ближайшим прошлым. Если говорить о музыкальной жизни нашего города, то ее нужно связывать уже с теми годами, когда отряд Бухгольца начал рубить здесь первые венцы Омской крепости. Уже в первой половине XIX столетия, в отличие от многих других европейских городов, здесь зародился великолепный коллектив, который более 100 лет украшал Омск, - это войсковой оркестр Сибирского казачьего войска, который играл и классическую музыку. Поэтому когда омичи восторгаются только нынешним симфоническим оркестром, это просто незнание своего прошлого. Кроме того, в первой половине того же столетия работал великолепный певческий казачий хор. Мне удалось обнаружить опись его репертуара. Там было до 145 произведений. Хочу сказать, что на сегодня в Омске нет такого хора, который смог бы исполнять песни тех лет.

В Омске жили замечательные музыканты - профессионалы и любители. Скажем, была такая фигура, как Л. С. Буланже, преподаватель французского языка в кадетском корпусе. Он, по сути, организовал Омское общество любителей музыки. Потом в 1876 году он преобразовал его в отделение Императорского русского музыкального общества. Причем это была общественная организация. Ее активисты устраивали около 14 концертов в год, они организовали певческий хор, квартеты, трио, дуэты, привлекали солистов. На общественных началах выполняли филармонические функции. Знакомили омичей с вокальной и инструментальной музыкой. Объединившись с казачьим оркестром, о котором я говорил, они давали такие симфонические концерты, которые украсили бы и сегодняшнюю афишу. То есть здесь была активная музыкальная жизнь. Кроме того, мы были городом, где еще до революции работали музыкальные деятели, которые проделали огромную работу. И появление Шебалина или певицы Пантофель-Нечецкой, которыми мы сейчас восторгаемся, - это скорее закономерный процесс, нежели какой-то неожиданный выброс таланта. Другой вопрос, что мы все это недостаточно знаем и изучаем.

- Что тогда было популярно?

- Русские романсы, европейская музыка, пели арии из опер, но иногда пели и народные песни. Хотя расслоение интересов между народом и высшим светом наблюдалось. Особенно ярко стали заметны отличия, когда выросла популярность оперного искусства. Также в Омске в XIX веке любили оперетты. В 1876 году некий предприниматель Надлер попытался организовать музыкальный театр, привез свою труппу и музыкантов, они ставили оперетты и даже оперы. Правда, его начинание долго не просуществовало, потому что меньше чем через год театр сгорел. Кстати, театр, который известен как драматический, долгое время был пристанищем для оперетт и заезжих опер.

- Насколько обязательным было музыкальное образование?

- В отдельных случаях музыкальное образование было обязательным в гимназиях и уездных училищах. Конечно, главенствовало церковное пение, но польза от этого тоже была громадная. Как правило, такие занятия планировались во внеучебное время. Но бывали удивительные факты. Я сам видел расписание казачьего училища (нынешний кадетский корпус), и у них в учебном плане стояли занятия пением. И то, что сейчас у нас в школах вывели уроки музыки, - это просто гуманитарное преступление. И наше Министерство образования во главе с министром Фурсен-ко в этом отношении справедливо расценивается интеллигенцией как варварское. Я понимаю, что они сейчас озабочены экономией, но можно ли экономить на развитии наших детей?

- Насколько ярко Омск «звучит» сегодня?

- Я считаю, что и сегодня музыкальная жизнь города идет очень интенсивно. Изобретательна деятельность нашего симфонического оркестра. Интересно работает Органный зал, приезжают гастролеры мирового уровня. Только что прошел замечательный конкурс скрипачей имени Ян-келевича. Скоро откроется отреставрированный и обновленный Концертный зал. Про музыкальную жизнь можно рассказывать бесконечно. Омск достоин большой монографии об этом.

Просмотров: 1502
Для печати Отправить другу На главную

Читайте также:

Справочник организаций
Организация, телефон, место
Сетевое издание «Омскпресс» (18+).

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 от 17.11.2016 г.

Учредитель: Харитонов Константин Николаевич.
Главный редактор: Чухутова Мария Николаевна.
Адрес редакции: 644042, Омская область, г. Омск, пр-т Карла Маркса, д. 20, офис 501, 8 (988) 253-57-79.
Электронный адрес редакции: redactor@omskpress.ru.
Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов: mary@omskpress.ru.
Для рекламодателей: adv@omskpress.ru
Счетчик