Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
21
августа
вт
Утро +10
День +15
Бензин в Омске
АИ-9237.25АИ-9539.35
АИ-9843.00ДТ40.55
USD67.15 67.27
EUR77.20 77.50
 ПокупкаПродажа
CCBot/2.0 (https://commoncrawl.org/faq/)

НовостиКультура в Омске

Боярский будет жить в «Арлекине»

На полтора месяца его домом стал музей омского театра

Боярский будет жить в «Арлекине»
Четырнадцатого февраля в Омске открылась выставка «Куклы мира» из коллекции знаменитого столичного театра имени Сергея Образцова. В музее театра «Арлекин» на полтора месяца поселилось более 140 кукол из 24 стран - и у каждой куклы своя история. О некоторых кукольных судьбах «Вечёрка» узнала подробнее.
23.02.2011 11:58
Поделиться:

В музее ГАЦТК им. С. Образцова собрана одна из крупнейших в мире коллекций театральных кукол. Все экспонаты уникальны, каждый из них играл в той или иной стране. Как выразился заместитель директора театра имени С. Образцова доктор искусствоведения Борис ГОЛДОВСКИЙ, музей не покупает кукол - они сами приходят. Одних дарят заграничные коллеги после международных фестивалей, другие поселяются в музее театра с легкой руки гостей или друзей. Вот и 14 февраля, в день открытия выставки в Омске, коллекция московского музея театральных кукол пополнилась на один экспонат. Директор театра «Арлекин» Станислав ДУБКОВ подарил арапчонка, игравшего в спектакле «Синяя Борода».

Арапчонок в ярких одеждах переедет в Москву, его историю узнают в подробностях и запомнят хранители музея театра им. С. Образцова, экскурсоводы будут там, в столице, рассказывать посетителям о смуглом парне из Сибири... а омичам хранители уже рассказали несколько историй из жизни героев выставки «Куклы мира».

С гордым профилем звезды

Дон Жуан из одноименного спектакля Центрального театра кукол им. С. Образцова родился в 1975 году. И родился уже знаменитым. Кукольного ловеласа художник-создатель одарил лицом невероятно популярного в 70-е годы Михаила Боярского.

- У Дон Жуана и голос был - тот самый, с хрипотцой. Боярский специально записал несколько песен для спектакля, и герой пел под его фонограмму, - рассказала Светлана ГНУТИКОВА, главный хранитель изофондов музея ГАЦТК им. С. Образцова. - «Дон Жуан» был сделан в пародийном ключе. Он высмеивал мюзиклы: в то время, как и сейчас, они были очень модны.

Герои спектакля говорили на языке, который непонятен всем и в то же время понятен каждому. Он представлял собой набор слов, тарабарщину, имитирующую язык и интонации той страны, куда попадал Дон Жуан. По сюжету, Дон Жуан сбегает из ада в XX веке и начинает путешествовать по миру. И в каждой стране куклы говорили по-разному.

В Италии - речь быстрая, импульсивная, а в Японии персонажи начинали сюсюкать.

А еще этот спектакль сатирически высмеивал стереотипы. В каждой стране нашего Дон Жуана встречали «типичные» персонажи. В Америке это была уверенная в себе женщина в кожаных штанах и огромных очках, в Мексике - мачо на лошадях и с револьверами. В России ловелас становился свидетелем танца русских красавиц. с коровами. Этакие доярки в сарафанах, в кокошниках, с бантиками.

И в таком пародийном спектакле, конечно, должен быть узнаваемый персонаж. В 70-е годы таким был Михаил Боярский. Так что и пел в спектакле он, и играл тоже «он».

Кукла -детям не игрушка

Бравый рыцарь в блестящих латах в музей попал из Сицилии. Только там да в Южной Италии есть театры кукол «опера деи пупи», где разыгрываются героические сцены.

- Обычно разыгрываются истории о подвигах короля Карла Великого, «Легенда о доблестном рыцаре Роланде» и подобные представления, где множество рыцарей, участвующих в батальных сражениях, - рассказала заведующая объемными фондами музея театральных кукол ГАЦТК им. С. Образцова Маргарита МУРАВЬЁВА. - Спектакли по времени не ограничены. Как правило, длятся они несколько часов, но при этом актеры работают до последнего зрителя - пока хоть один человек смотрит, воины будут сражаться. Социальный статус, регалии героев «оперы деи пупи» подчеркиваются ростом кукол: чем статус выше, тем кукла больше. Наш воин Карла Великого - рыцарь знатный, ведь его рост около метра. А весит он, кстати, почти 10 килограммов. Естественно, с такой куклой в течение нескольких часов может работать только физически сильный мужчина.

Для придания сражениям зрелищности рыцари одевались в металлические латы, вооружались металлическими мечами: блеск солнца на доспехах, искры от ударов оружием - публика в восторге! Полный натурализм. Оказывается, во время такой кукольной битвы даже слетают головы и уж совсем по-настоящему брызжет кровь.

-Кукла как сделана - железный штырь проходит через голову, а в месте шеи соединяется крюком с телом, - объяснила Маргарита. - И в тот момент, когда этому рыцарю отсекают голову, кукловод делает движение рукой - крюк отстегивается, голова отлетает. И льется кровь: актер задевает привязанный к кукле мешочек, наполненный подкрашенной жидкостью (раньше использовали настоящую бычью кровь). Кстати, на Сицилии такие кукольные баталии разыгрываются до сих пор.

Кукловоды-водолазы

Омичи могут увидеть на выставке и редчайших вьетнамских кукол. Тю Теу - народный персонаж, сродни русскому Петрушке. Это рыбак, довольный весельчак, который не прочь поесть, выпить и пошутить. Пару ему составляет дракон. Оба - народные персонажи представлений уникального «театра на воде».

-Такой театр есть только в одной стране мира - во Вьетнаме, - рассказала Маргарита Муравьева. - Театр на воде изобрели крестьяне сотни лет назад. Во время ливней рисовые поля стоят затопленными, работы нет. И чтобы

как-то себя развлекать, крестьяне придумали ставить кукол на плотики и разыгрывать представления. Обратите внимание: у Тю Теу обрезаны ноги, а он сам закреплен на подставке.

Плотики с героями крестьяне толкали по воде при помощи шестов. Сейчас, конечно, придуманы и другие технологии управления, куклы двигают руками, могут поворачивать головы - актеры управляют ими при помощи веревок или все тех же шестов. Сами артисты стоят по пояс в воде, а в иных случаях и вовсе прячутся под водой. Это особое мастерство: в течение нескольких часов разыгрывать представление, стоя под водой и дыша через трубочку.

Сейчас традициям театра на воде следует Центральный театр кукол в Ханое. Вместо сцены в нем - водоем. Во вьетнамском театре на воде как таковой игры актеров нет, персонажи, как правило, не разговаривают - в этом специфика большинства азиатских театров. Во вьетнамском театре на воде музыканты играют на народных инструментах, а один актер, словно сказитель, поет историю, иногда переходя на речитатив. Это очень зрелищное представление: под звуки музыки взрываются петарды, в воде отражаются огни фейерверка - и на этом фоне зрителей смешит Тю Теу, без которого не может начаться ни одно представление.

Просмотров: 1043
Для печати Отправить другу На главную

Читайте также:

Изображение

На фестивале «Окно в Европу» отметили фильм омского кинорежиссера

За трагикомедию, полностью снятую на iPhone, Борис Гуц получил дипломы из рук Разлогова и Армена Медведева.

Читать далее →
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Сетевое издание «Омскпресс» (18+).

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 от 17.11.2016 г.

Учредитель: Харитонов Константин Николаевич.
Главный редактор: Чухутова Мария Николаевна.
Адрес редакции: 644042, Омская область, г. Омск, пр-т Карла Маркса, д. 20, офис 501, 8 (988) 253-57-79.
Электронный адрес редакции: redactor@omskpress.ru.
Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов: mary@omskpress.ru.
Для рекламодателей: adv@omskpress.ru
Счетчик