Школа, где воспитывают

Обратите внимание

Школа, где воспитывают

В понедельник утром, в 8.40, — общее построение. Поднимается под звуки гимна флаг. Развод на занятия. Так начинается очередная учебная неделя в кадетской школе-интернате № 9.

Классный -взводный

Полвека назад, в 1961 году, здесь была открыта восьмилетняя школа-интернат № 7. Впоследствии нумерация и статус ее менялись, и как муниципальная общеобразовательная кадетская школа она существует только с 2001 года. К востоку от Урала в некоторых городах есть отдельные кадетские классы, ну а школа такая в Сибири — единственная.

При определенных различиях с кадетским корпусом (принадлежат к разным ведомствам, в корпусе парадная форма черного цвета, в школе — синего), учебные программы во многом совпадают. Не во всем — например, в старших классах школы больше уроков физики, чем в корпусе. Если быть дотошным, можно, наверное, усмотреть еще какие-то различия. Но они не столь существенны. Куда большая разница между кадетской школой и обычной общеобразовательной.

— Мальчишки у нас дисциплинированнее, на уроках более внимательны и заинтересованны, чем в обычной школе, — говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе Людмила Александровна ЯКОБИ. — И мне интереснее здесь работать.

Первая половина дня — занятия в классах. Во второй половине от предметников, классных руководителей эстафета передается воспитателям — командирам взводов (ибо класс — он же и взвод). На эту роль принимают людей с педагогическим образованием или, что предпочтительней, бывших военных, но прошедших жесткий отбор.

После обеда учащимся дается три часа на самоподготовку, потом — факультативы военного направления. Назовем хотя бы некоторые: военная история, риторика, топография, история мореходства (с практическими занятиями), история казачества, кадетское движение, инженерно-техническая подготовка, основы военной службы (ОВС). ОВС проходят все, остальное — по выбору, но обычно до выпускного класса каждый успевает позаниматься на нескольких факультативах.

А сверх этого есть фотокружок, школьный театр «Добры молодцы». Конечно, спортивные секции: рукопашный бой, бокс, кикбоксинг, фехтование, ориентирование, биатлон, стрельба, футбол, волейбол.

Вечером ребята разъезжаются по домам. В интернате остаются не имеющие родителей, иногородние, а также те, кому по каким-то причинам удобнее месяцы учебы проводить в интернате. Здесь есть зооуголок с аквариумом и попугаем, теннисный и тренажерный залы, комната для настольных игр.

После окончания учебного года в интернате неделю живут на сборах все ученики с 6-го по 8-й класс — расширенная практика по военным дисциплинам. У 9-го и 11-го классов в это время экзамены. А десятиклассники проходят десятидневные сборы в 242-м учебном центре ВДВ. Возвращаются оттуда в приподнятом настроении и голубых беретах!

Интернат (и не только) — под постоянной заботой старшего воспитателя САФРАНОВСКОГО. Он опекает одиннадцатый взвод и является командиром роты. Офицер, воевавший в Чечне, человек спокойный и внимательный, он для ребят, по всему видно, авторитет. Вот Михаил Михайлович входит в комнату досуга, где смотрят телевизор несколько человек. Среди них выделяются «его» одиннадцатиклассники — ладные, плечистые парни со значками парашютиста!

Мамины слова

Всего в школе 340 учеников -17 «класс-комплектов» по 20 человек. Лицензией же разрешено принимать 560 учащихся. При дальнейшем развитии материальной базы и прочих условиях, постепенно дойдет и до такого количества.

Оксана АРСИМБЕКОВА привозит пятиклассника Рамиля из старого Кировска. Потраченное на дорогу время — мелочь в сравнении с тем, что он обретает здесь:

— Мальчик стал намного собранней, дисциплинированней. Кадетская школа прививает целеустремленность и настоящие духовные интересы — это не бесконечное сидение за компьютерными играми… Много кружков, причем бесплатных. Раньше, в обычной школе, мы не знали, куда идут наши родительские деньги. А здесь — школа оживает на глазах. И очень хорошо, что ребят стимулируют, поощряют. Ребенок в восторге. Всего за полгода такие в нем перемены!

У Татьяны Владимировны ТИМОХИНОЙ дочь и три сына. Один из них — одиннадцатиклассник:

— Он сам когда-то узнал о школе, добивался, чтобы в нее попасть. И ни я, ни он не пожалели. Мог бы ведь уйти, если что-то не так. У ребят сложился надежный мужской характер, определилась цель жизни. Их уже не свернешь.

Привередливый директор

Изменения в школе связывают с приходом — полтора года назад — нового директора, Олега Владимировича НАУМЕНКО. А у него первое впечатление от кадетской школы было совсем не восторженным. Понять это, наверное, можно, коснувшись некоторых фактов его биографии, в которой педагогический стаж переплетался со стажем военным.

Преподавал в педучилище, был заместителем директора лицея, получив образование на истфаке Новосибирского педуниверситета и специализируясь по социальной педагогике и психологии. Тему диплома — «Социальная поддержка военнослужащих, бывших в горячих точках, и членов их семей» — выбрал не случайно, поскольку сам проходил срочную в погранвойсках и воевал в Афганистане. Предложенный им проект по созданию в родном Татарске памятника землякам, погибшим в афганской войне, отмечен грантом губернатора Новосибирской области и вошел в перечень социально значимых программ. Грант он передал на издание там же, в Татарске, книги «Солдаты необъявленной войны». Еще послужил в армии, на этот раз по пятилетнему контракту, — командиром взвода в Омском танковом институте.

Кадеты с гордостью носят погоны своей школы

Когда контракт подходил к концу, Науменко отправил в департамент образования города свое резюме. Ему предложили возглавить кадетскую школу.

И она ему не приглянулась. Ни оружейной комнаты, ни музейной. Обшарпанные стены. Даже ковры в холле драные. И розовенький цвет корпуса, вовсе здесь неуместный. Да и воспитательский коллектив надо бы обновить.

День открытых дверей

Уверенность и напор Науменко принесли результат. Откликнулись некоторые фирмы, помощь оказали, хотя бы некондиционными материалами.

В корпусе стали появляться пластиковые окна, полностью отремонтирован актовый зал, меняется мебель, приобретено новое оборудование для столовой. Благодаря договорам с воинскими частями получены противогазы, защитные комплекты, муляжи гранат, учебные плакаты. Родители, разумеется, помогают тоже. Установили железные двери. Купили в Волховце. Кстати скидки Волховец двери и окна предоставляют с 2009 года. Сооружают пирамиды для оружейки.

Идет работа по открытию небольшого мемориала военной техники. В некоторых городских дворах стоят на детских площадках танки, изрисованные и загаженные до безобразия. Удалось уговорить жителей одного из таких дворов, чтобы они передали свое «украшение» школе. Обновленной «самоходке» отвели место на школьной территории, и есть надежда, что в одиночестве она не останется.

Довольно многие кадеты хотели бы, естественно, поступить в военное училище. Однако сейчас с этим вышла незадача: в связи с армейской реформой прием в училища временно прекращен.

В этой ситуации Науменко сделал нечто необычное — сумел заключить договоры с вузами, имеющими военную кафедру: омским политехом, СибАДИ, институтом водного транспорта, — и они будут предоставлять воспитанникам школы по пять бюджетных мест. А в школе для более углубленной военной подготовки открыты экспериментальные классы морской и казачьей направленности. Кстати, предполагается на двух шестивесельных ялах, подаренных РОСТО, устроить сплав по казачьим местам до Тобольска.

Осенью прошлого года создан свой духовой оркестр. Торжества 25 мая — в честь последнего звонка — пройдут уже под его музыку. Юные оркестранты в будущем получат удостоверения об окончании музыкальной школы по классу духовых инструментов.

Еще одна идея Науменко — превратить кадетскую школу в военно-патриотический центр Советского округа. «Боевое братство» афганских ветеранов обещает в этом посодействовать.

Двенадцатого февраля в школе отметят годовщину вывода советских войск из Афганистана, с приглашением гостей. А 30 апреля, в 10 часов, будет день открытых дверей — для всех желающих.

И последнее. Школа-интернат, как уже сказано, открыта в 1961 году. Среди ее выпускников есть, конечно, люди, участвовавшие в боевых действиях. Школа ведет их поиск. Отзовитесь!

Адрес школы: 4-я Поселковая, 38. Телефон 65-33-77. E-mail: ksch-9@omsk.edu.ru.

ОмскПресс