60 лет поёт о России Государственный Омский русский народный хор

Культура

60 лет поёт о России Государственный Омский русский народный хор

11 и 12 декабря Государственный Омский русский народный хор давал юбилейные концерты. Накануне «Вечёрка» побеседовала с артистами и руководителями коллектива, которому исполняется 60 лет.

Государственный Омский русский народный хор, основанный Еленой   КАЛУГИНОЙ,   вот уже более полувека прославляет наш город. И эти шесть десятилетий со дня основания хора включают в себя многое: более сотни артистов, десятки стран… Позволим себе немножко увлечься арифметикой и разложить цифру 60 на составляющие:

60=13+15+2+30.

13 Стран объездил коллектив с гастролями в первые двадцать лет существования. А в общей сложности за плечами у хора более 30 государств, сотни городов. И во многих заграничных поездках на концерты приходят эмигранты, плачут: ведь на сцене -воплощенная Родина. Артистка балетной группы, репетитор по балету Любовь РОССТАЛЬ-НАЯ, вот уже 20 лет работающая в хоре, до сих пор с волнением вспоминает эти поездки:

— Стою на сцене, а глаза полны слёз. На заграничных гастролях к нам подбегают те, кто раньше в России жил, умоляют: «Дайте что-нибудь!» Не дай бог, дисков не окажется с собой… «Дайте, вышлите!» Оставляют адреса, доллары суют -только вышлите диск послушать. Отдаем хоть что-нибудь, хотя бы ложки, с которыми танцуем. Хоть у нас всё и на учете, с нас потом деньги за отданное берут. Все равно гастроли — это такая невероятная эмоциональная подпитка! Это дорогого стоит.

Когда омичи приезжали, например, на Сардинию или в Испанию, кругом только и слышно было: «Руссия, Руссия!» На набережной незнакомые люди оборачивались и спрашивали: «русо?»

— Откуда они знали, что мы «русо», до сих пор понять не могу, — удивляется Любовь. — Мы шли культурно, молча, в обычной одежде — не в концертных национальных костюмах. И все равно окружающие понимали, что мы из России! Хотя одна догадка все-таки у меня есть. Может быть, они знали, что к ним русские артисты приехали. А мы ведь идем, марку держим: осаночка, улыбка… может быть, именно это со стороны и видно было.

А еще теплые европейские страны с огромным восторгом и удивлением всегда воспринимали номер «Масленица». Артисты в валенках и шапках — у зрителей огромные глаза. Чуть ли не к сцене подбегают пощупать: что это такое? Знойным итальянцам это в диковинку.

15 композиций в первом CD-альбоме коллектива. Сколько в репертуаре за все эти годы — и не берусь считать. Как не берусь считать количество человек, прошедших через хор или стремящихся туда попасть. Главный хормейстер, и. о. художественного руководителя Олеся СИДОРСКАЯ говорит, что на прослушивание кандидата достаточно и полутора минут — сразу видно, «наш ли человек»:

— Буквально каждую неделю один-два человека приходят прослушиваться, а то и больше. И на концертах приходят: и до, и после концерта за кулисами, а на гастролях и в гостиницу приезжают. Были случаи, когда те, кто прослушивался во время гастролей, оставались в составе хора. Денис Королев, например. Пришел в коллектив во время наших поездок по городам Урала: мол, послушайте меня. Вот так и остался.

Интересно, что музыкальное образование — вовсе не обязательное требование к кандидатам, были бы талант да желание. Однако коллектив исполняет слишком сложные композиции, так что без музыкальной грамоты — никак. Вот и получают образование, уже будучи артистами хора.

2 НОТЫ достаточно услышать артистам, чтобы узнать песню из своего репертуара. Однажды на практике даже убедились: на концерте в районе хор был готов к одному номеру, а оркестр заиграл совершенно другой…

— Сыграли в «Угадай мелодию», — смеется артистка хора Ольга КАЗУЛИНА. — Все сразу сориентировались, с пары нот. Правда, в этом номере еще и балет танцевать должен был. Но ребята еще только переодевались, совершенно не готовы были. Так что отработали мы номер сами, без балета.

Вспомнила артистка и другие ситуации, где приходилось быстро ориентироваться:

— Недавно ездили в район и забыли взять один комплект костюма: на один танец, на всю балетную группу. Как вышли из положения? Просто-напросто взяли костюм с одного танца и переместили на другой. То есть отработали два танца в одном костюме, только через определенное количество номеров, чтобы не так в глаза бросалось.

— Но такие «проколы» единичные! — спе
шит заметить главный хормейстер. — Все-таки Омский русский народный хор — высокопрофессиональный коллектив.

30 с лишним лет хором руководил народный артист РСФСР Георгий ПАНТЮ-КОВ, с 1962 по 1994 год. Он сохранил лучшие традиции русского хорового пения, заложенные основателем коллектива Еленой Калугиной.

Главный хормейстер Олеся Сидорская тоже отдает дань богатым традициям коллектива, в том числе и относительно внешнего вида артистов. Буквально на прошлой неделе хор получил второй комплект новых костюмов: у женщин -костюм-«парочка», у мужчин -золотисто-бежевые рубахи с тамбурной вышивкой.

Эти костюмы шились на основе самых первых нарядов артистов Омского хора. На мой вопрос о том, сохранились ли те оригиналы 60-летней давности, хормейстер с сожалением ответила, что нет.

— Насколько мне известно, бытовала такая традиция: списанные костюмы было принято передавать самодеятельным коллективам. Поэтому у нас не осталось ни одного концертного костюма образца 60-х. Шили по эскизам с фотографий, слава богу, они сохранились. Жалко, что никогда даже не затрагивался вопрос о том, чтобы сделать музей хора. Вот там бы хранилось хотя бы по одному экземпляру нарядов, неважно, в каком состоянии. А ведь это полувековая история. В любом случае надо это делать. Еще хочу обратить внимание на то, что сейчас в хоре много внимания уделяется аксессуарам. Отсутствие украшений у женщины всегда в Сибири воспринималось как признак бедности.

Все украшения для артисток делаются вручную из горного хрусталя и жемчуга. Эскиз Олеся Сидорская утверждала вместе с мастером Светланой Степановой, а вот закупку материалов, кроме себя, никому не доверила.

Мастер уже трудится над богатыми монистами. Правда, у них есть один недостаток — будут достаточно тяжелыми. Но от этого только осанка артисток Омского хора будет величественнее.

ОмскПресс