Уважаемый Николай Григорьевич!

Уважаемый Николай Григорьевич!

Примите искренние слова поздравления с юбилеем, благодарность за многолетнюю деятельность на благо землякам, за неравнодушное отношение к тому, что происходит в городе, за всё, что Вы сделали и продолжаете делать для Омска, за преданность и любовь к родному городу.

Желание помочь людям, бескорыстность — отличительные черты человека, чьё поколение всегда ставило общественные интересы выше личных.

Вы — один из той яркой плеяды руководителей, благодаря которым наш город стал крупнейшим промышленным, научным и культурным центром Сибири.

Пусть всегда рядом будут верные друзья, понимающие и любящие Вас люди. Счастья Вам, благополучия, душевных сил и неиссякаемой жизненной энергии!

Мэр города Омска В. Ф. Шрейдер

Иван ФЕДЯЕВ,

заслуженный работник коммунального хозяйства РФ:

— Никто не сделал для развития жилищно-коммунального хозяйства Омска столько, сколько Николай Грицевич. И это не только мое мнение, со мной согласятся все руководители, которые работали в этой сфере в 60-80-е годы. Николай Григорьевич — один из немногих людей, у которого все учились. Не столько тому, как вести хозяйственные дела, хотя и этому тоже, сколько умению общаться с людьми и руководить кадрами. Я считал и считаю себя его учеником, хотя давно уже на пенсии и, будучи начальником облжилкомхоза, сам воспитал целую плеяду руководителей. И не стесняюсь называть его учителем, потому что действительно многому у него научился, работая на разных должностях.

Когда я работал первым секретарем Центрального райкома партии, то учился у него, как вести себя с подчиненными и коллегами, как задачи ставить. А потом, когда я стал областным руководителем, у нас сохранились теплые отношения с Грицевичем, он часто помогал в решении областных задач. Мы вместе с ним ездили в Госплан и Минфин РСФСР и СССР на защиту городских планов и финансирования, и он спорил с чиновниками, отстаивая каждую копейку для Омска.

При нем городское коммунальное хозяйство, которое всегда страдало от недофинансирования, просто ожило. Он очень хорошо разбирался как инженер во всех технических тонкостях. Я всегда поражался его знанием всех городских коммуникаций -где и какая труба проложена. В коммунальном хозяйстве тогда было мало хороших специалистов, потому что их в нашем городе не готовили, поэтому он привлекал их с оборонных предприятий, где были мощные коммунальные службы.

Благодаря ему на новый уровень вышло и городское строительство. За строителями нужно было строго следить, что у него очень хорошо получалось. Мне не раз приходилось принимать участие в совещаниях, на которых он жестко распекал руководителей строительных организаций. Но как ни странно, за это на него никто никогда не обижался, потому что ругал он по делу и не обидно.

Николай Грицевич прожил долгую жизнь не зря и оставил после себя нерукотворную память и на омских улицах, и в душах людей, с которыми работал. Хочу пожелать ему побольше здоровья, которого с годами все меньше, и дай бог ему дожить до 100 лет — он заслужил это своими делами.

Юрий Глебов, почетный гражданин Омска:

— Каждый из омичей вносит свою лепту в развитие города: кто-то — меньше, кто-то — больше. Но есть люди, которые сделали для города так много, что заслужили право быть увековеченными в его истории. Одним из таких людей по праву считается Николай Григорьевич Грицевич, который двадцать лет был первым заместителем председателя Омского горисполкома. Мне немало довелось и работать, и общаться с ним, поэтому в канун его 90-летия хочется рассказать, что же сделал он для нашего родного города.

Мы познакомились с ним в конце 60-х, когда я был главным инженером первого треста. Наш трест тогда много строил для города: кинотеатр «Сатурн», цирк, Дворец пионеров и другие социальные объекты. По всем этим объектам мы часто встречались с Грицевичем, который курировал вопросы строительства и коммунального обслуживания. Мне неоднократно приходилось участвовать в совещаниях по подготовке к зиме, перспективам развития Омска, которые проводил он. Отношения у нас были деловые, всегда находили общий язык по самым сложным вопросам, хотя наши позиции далеко не всегда совпадали.

В начале 70-х он рекомендовал меня на работу в аппарат горисполкома, но тогда я не захотел покидать родной трест. Правда, спустя какое-то время пришлось покинуть: меня избрали председателем горисполкома. И хотя я уже стал его начальником, мой первый зам Николай Грицевич продолжал называть меня на «ты», поскольку был старше и опытнее. Меня это не коробило, поскольку свидетельствовало о том, что он признает меня за своего.

Я прекрасно понимал, что лучшего зама мне не найти, потому что у него был бесценный опыт руководства городом и обширные знания по основным вопросам — строительству и коммунальному хозяйству. Поэтому предоставил Николаю Григорьевичу полную свободу в решении оперативных вопросов, а сам вплотную занимался перспективой развития инженерных коммуникаций и реализацией генерального плана Омска.

Все важные вопросы мы решали с ним сообща, никогда не конфликтовали. С аппаратом у него были нормальные деловые отношения, без панибратства. Благодаря его умению дипломатического общения к нему прислушивались руководители крупных омских предприятий и выполняли немало мероприятий в интересах города. За счет союза городской власти с промышленными предприятиями нам удалось многое сделать и построить в Омске.

Голова у Грицевича хорошо работала, мы находили возможности обманывать плановую систему хозяйства, которая ограничивала строительство культурных и спортивных объектов. К примеру, Дворец пионеров по документам строился как очередная школа, ну а то, что он получился таким, как есть, во многом заслуга Грицевича. Как мудрый человек, он умел находить взаимопонимание со всеми и добиваться результата, когда все говорили, что это невозможно.

В конце 1985-го его решили отправить на пенсию, я пытался сопротивляться. Но партия сказала: «Надо!», пришлось ответить: «Есть!», хотя прекрасно видел, что сил у него еще вполне достаточно для его должности. И его способности и возможности нашли свое применение в областном УВД, куда его сразу же пригласили после ухода из горисполкома куратором строительства.

Если посмотреть, что же именно сделал для города Николай Грицевич, то список получится внушительным. В том, что Омск повернулся лицом к Иртышу, во многом его заслуга. Немало сил он вложил и в строительное освоение Левобережья, а появление парка «Зеленый остров» — целиком его заслуга, поскольку как куратор этого объекта он проявил чудеса изобретательности. Органный зал в Никольском казачьем соборе появился благодаря ему. До этого многие годы этот собор был в полном запустении, а тут обрел новую жизнь. А столько сил стоило Грицевичу пробить установку первого в Омске креста на соборе в те еще сугубо партийные времена!

Я очень рад, что вместе со мной работал такой человек, на которого можно было положиться в любом вопросе. Мы по-прежнему с ним дружим, могу сказать, что Николай Григорьевич — прекрасный семьянин. Правда, у них в семье матриархат, но по важным вопросам он всегда умеет отстоять свою позицию.

На 90-летие хочу пожелать ему по-прежнему оставаться бодрым и легким на подъем и сохранять душевное и физическое здоровье еще многие годы.

ОмскПресс