Мечта мамы довела… до гуслей

Мечта мамы довела... до гуслей

Её родители мечтали, что ребенок будет профессиональным музыкантом, и обязательно аккордеонистом. В музыкальной школе вопрос о выборе отделения даже не стоял, но в оркестре студентов «шебалинки» Елене ЩЕРБАКОВОЙ предложили сыграть на гуслях. С тех пор постигает она секреты мастерства двух инструментов одновременно и даже нашла в них сходство.

— Моя мама никогда не имела профессионального музыкального образования, — вспоминает Елена Щербакова. — Она занималась немного с преподавателем в детстве, училась играть на аккордеоне. Но профессионально заниматься этим не получилось. Вот решила она отдать меня в музыкальную школу, и обязательно по классу аккордеона.

Закончив школу, Елена стала студенткой Омского музыкального училища имени В.Я. Шебалина. При этом учебном заведении есть оркестр, в котором студенты играют на народных инструментах. Когда к ним присоединилась наша героиня, все аккордеоны и баяны были заняты ребятами старших классов, остались только домры, балалайки и гусли. С легкой руки руководителя оркестра Олега Неупокоева, Елена села за оркестровые гусли и заиграла.

— Многие при слове «гусли» сразу вспоминают сказочников, Садко, — улыбается Елена. — Я, признаться, сама до прихода в студенческий оркестр тоже так думала. Но это звончатые гусли, в оркестре же этот инструмент совсем другой. Оркестровые гусли имеют клавиши такие же, как у аккордеона, только меньше, всего на одну октаву. Принцип игры на инструменте также немного похож: нужный аккорд нажимаешь на клавишах и, проводя по струнам, извлекаешь звук.

Игре на звончатых гуслях, на которых играл Садко, Елена также планирует обучиться. Принцип работы здесь совсем иной, пояснила наша героиня. Вся сложность этого вида гуслей в том, что здесь во время игры нужно зажимать «ненужные» струны, то есть совершенно противоположно клавишным гуслям.

Сегодня Елена Щербакова учится в университете имени Ф.М. Достоевского на народном отделении, по классу аккордеона, и параллельно игра-

ет на клавишных гуслях «Садко» в муниципальном русском камерном оркестре «Лад». Свой необычный инструмент студентка не только научилась быстро собирать и разбирать, но и настраивать, что даётся не каждому гусляру. «На инструменте более пятидесяти струн, а его настройка занимает около 15-20 минут, и весят они около тридцати килограмм», — добавила девушка.

К тому же уникальность старинного инструмента в том, что играть на нём можно различную музыку, и не только классическую, но и современные эстрадные произведения. Однако мелодию на гуслях всё-таки сыграть невозможно, они подходят только в качестве музыкального сопровождения, в отличие от аккордеона, который даёт и мелодию, и красоту звучания. «Эти инструменты дополняют друг друга и позволяют совсем по-другому посмотреть на форму произведения, лучше её прочувствовать», — поделилась Елена.

Русские гусли — инструмент очень древний. По предположениям историков, у восточнославянских племен гусли были еще в шестом веке. А при раскопках в Новгороде археологи среди других предметов домашнего обихода нашли инструмент, сделанный девятьсот лет назад. В мире музыкальных инструментов выделяют следующие разновидности гуслей: звончатые, щипковые и клавишные.

Звончатые гусли — самые давние и самые простые. Треугольный или трапециевидный ящик при игре ставился на колени музыканта. Если на них исполнялась мелодия, гусляр поочередно защипывал струны пальцами. А если он сопровождал пение аккордами, то просто проводил медиатором по всем струнам, а пальцами левой руки в это время приглушал те струны, звуки которых не должны были участвовать в аккорде.

Щипковые гусли устроены намного сложнее звончатых. У них шестьдесят струн — это пять полных октав. А чтобы музыкант не запутался в таком обилии, в каждой октаве семь основных струн расположены чуть выше пяти дополнительных. Получается примерно то же самое, что на фортепиано — там ведь тоже сразу видно, где основные звуки, а где дополнительные: белые клавиши никак не спутаешь с черными. Многострунные щипковые гусли изготовлялись на фабриках и использовались в основном в салонах, на сценических подмостках.

Клавишным гуслям нет еще и ста лет — они появились в самом конце прошлого века.

Клавиши тут не помогают извлекать звук: струну, как и в других гуслях, заставляют
звучать или медиатором, или пальцами. А клавиши нужны для другого. В исходном состоянии все струны клавишных гуслей приглушены, а клавиатура фортепианного типа, которая располагается слева, управляет глушителями. Диапазон клавиатуры невелик — всего одна октава. Но действие клавиш, тем не менее, распространяется на весь диапазон. Например, нажимается клавиша «соль». Тут же освобождаются от глушителей сразу пять струн — звуки «соль» в каждой октаве. Если провести теперь медиатором по всем струнам инструмента, только эти пять и зазвучат, все другие останутся приглушенными. Нажав клавиши «ре», «фа» и «ля», музыкант освобождает соответствующие струны во всех пяти октавах и, быстро проведя медиатором по всему диапазону, получает повторенное пять раз ре-минорное трезвучие. В основном так и играют на клавишных гуслях — не мелодию ведут, а извлекают аккорды, освобождая при помощи клавиш нужные для этих аккордов струны

ОмскПресс