Директор департамента транспорта Владимир ГУБЕР рассказал о том, из чего складывается стоимость проезда в общественном муниципальном транспорте и кто принимает решение об изменениях тарифов.
В последний раз стоимость проезда в Омке повышалась три года назад — 1 июля 2007 года. И до сих пор она остается одной из самых низких среди других городов-миллионников. К примеру, жители Новосибирска и Челябинска платят за билет по 12 рублей, а для жителей Тюмени и Екатеринбурга стоимость поездки обходится еще дороже — 14 рублей.
Как пояснил директор департамента транспорта Владимир ГУБЕР, в декабре прошлого года Региональная энергетическая комиссия Омской области установила новый тариф на проезд — 11,96 рубля, но мэрия не стала повышать плату. Однако инфляционные процессы за это время существенно изменили ситуацию.
— В 2007 году себестоимость перевозки одного чело-
века составляла 10,06 рубля, 9 из которых платил пассажир, а 1,06 рубля за него доплачивал муниципальный бюджет. Но инфляция не стоит на месте, и к первому полугодию 2010 года себестоимость перевозки одного омича составила уже 12,73 рубля, что в значительной мере увеличило нагрузку на бюджет, которому теперь приходится доплачивать за каждого пассажира по 3,73 рубля, — рассказал Владимир Губер.
Кроме того, на увеличение себестоимости перевозки значительно повлиял и рост цен на мазут, топливо, тепло и запчасти. Так, за три года цена на мазут поднялась на 69 % (с 4,9 до 8,4 тысячи рублей за тонну), на электроэнергию — на 52 % (с 1,74 до 2,6 рубля за киловатт), на тепловую энергию — на 37 % (с 630 до 863 рублей за гигакалорию), на бензин
А-80 — на 26 % (с 16 до 20 тысяч рублей за тонну).
Еще одной причиной роста себестоимости перевозок стал снизившийся пассажиропоток.
— По сравнению с 2008 годом пассажиропоток снизился на 25 %. Это напрямую связано с кризисом, в результате которого многие омичи, в основном те, что были заняты на стройках, остались без работы. Им стало попросту некуда ездить, — рассуждает Владимир Губер. — Покупательская способность тоже пошла на спад, а следовательно, люди стали реже ездить по магазинам.
На эти изменения мэрия не может не реагировать, маршрутная сеть должна соответствовать спросу. К примеру, на маршрутах с низким пассажиропотоком сокращается количество курсирующих подвижных составов. По словам Владимира Губера, делается это для того, чтобы автобусы и троллейбусы не тратили горючее, электроэнергию и тепло, перевозя в салоне всего пять-шесть пассажиров.
— Мэрия была бы рада не повышать стоимость проезда, но она не может потребовать от директора Газпрома остановить рост цен на горючее или попросить производителя запчастей не увеличивать стоимость деталей, — пояснил директор департамента.
Очевидно, что миновать повышения стоимости проезда не удастся. С каждым годом расходы бюджета на транспорт растут, и если не увеличить тариф, то уже совсем скоро деньги на дотации придется изымать за счет сокращения расходов на другие социальные нужды.
— Если не увеличить плату за проезд, то можно забыть о развитии омского муниципального транспорта. Количество подвижных составов будет сокращаться, обновлять парк будет не на что. Одним словом, мы сделаем большой шаг назад. Поверьте, замораживание тарифа еще не привело ни одну отрасль к процветанию, — подчеркнул Владимир Губер.
СПРАВКА «ВО»
…Сейчас в мэрии ждут, когда Региональная энергетическая комиссия примет решение об уровне тарифов на 2011 год. Затем будет создана рабочая группа, в состав которой войдут представители департамента транспорта, департамента финансов и контроля, а также других подразделений администрации. Рабочая группа обсудит предложенный тариф и в соответствии с ним определит оптимальный для омичей и городского бюджета размер платы за проезд.
Сегодня в Омске 1026 автобусов, 203 троллейбуса и 97 трамваев. При этом большая часть подвижного состава приобретена в последние три-четыре года. Для людей с ограниченными возможностями работают специализированные 141 автобус и 10 троллейбусов, подъёмниками оборудованы четыре трамвайных вагона.
А МЕЖДУ ТЕМ…
Социологические исследования показывают, что омичи уже привыкли к тем к
омфортным условиям, которые были созданы в общественном транспорте за последние годы, и не хотят, чтобы этот уровень снижался. Так, по данным опросов, проведенных в сентябре 2009 года аналитическим агентством IQ Consulting, по сравнению с 2007 годом в два раза больше омичей стали положительно оценивать качество работы муниципального транспорта.