Доступная «Лида»

Обратите внимание

Доступная «Лида»

Выступив соучредителем совместного российско-белорусского предприятия, «Лидагропроммаш» заведет свой комбайн «Лида» на российский рынок, минуя таможенные пошлины и получив ряд конкурентных преимуществ.

Как сообщал ранее «Обозреватель», совместное предприятие по производству и реализации сельскохозяйственной техники ООО «Омсклидагромаш» создано на мощностях ОАО «Механический завод «Калачинский» (Омская область). ОАО «Лидагропроммаш» (Республика Беларусь) выступило соучредителем. Как сообщили на созданном предприятии, основной темой станет выпуск комбайнов «Лида-1300». С белорусского завода омичам передано право сборки машин данного класса. Вместе с тем, сохранится и производство широкозахватных навесных жатокподборщиков, выпускавшихся ранее Калачинским мехзаводом. По мнению специалистов, навесное оборудование подходит к белорусским комбайнам и может их вполне успешно комплектовать. Так вышло, что создание СП в Омской области совпало по времени с празднованием Дня единения народов, приуроченного к подписанию соглашения между Россией и Белоруссией.

Пробная сделка по продаже белорусской «Лиды» была заключена осенью 2008 года. На Омском инвестиционном форуме ОАО «Механический завод «Калачинский» (выступивший дилером «Лидагропроммаша») продал КФХ «Файфер» два белорусских комбайна. Суммарная емкость сделки составила около 8,6 млн рублей. Однако, по-видимому, учредители СП надеются несколько сбить ценник. В настоящее время осваивается порядка десяти наименований деталей по стальному литью для «Лиды». Схема интеграции такова: изготовленные на Калачинском мехзаводе комплектующие отгрузят для транспортировки в Белоруссию, откуда в обратном порядке получат для сборки «Лиды» готовые агрегаты и узлы. Такой вот круговорот. Однако, по расчетам минсельхоза Омской области, принятая схема в конечном счете позволит белорусской стороне существенно сэкономить на транспортных расходах. «Белорусы все равно закупают сталь и фланец в России, везут ее на свое предприятие, там льют детали, а теперь они получат не сырье, а готовые стальные изделия», – пояснил начальник управления земледелия и инженерно-технического обеспечения Владимир Коваленко.

По мнению экспертов, выход нового игрока на сибирский рынок сельхозмашиностроения будет сопровождаться жесткой конкуренцией и, очевидно, именно за счет создания СП белорусы и надеются получить определенный перевес на рынке. Поскольку оптимизация транспортного сырьевого маршрута – не единственная статья снижения нынешних расходов ОАО «Лидагропроммаш», которая вырисовывается в формате совместного проекта.

Так, при изготовлении на калачинском заводе не менее 20% от общего объема комплектующих, а также при организации здесь сборки «Лиды» производители получат право на преференции. В частности, это касается освобождения от таможенной пошлины. Бонус более чем приличный, если учесть перспективы повышения в 2009 году таможенных платежей при ввозе техники из-за рубежа на 15%. Генеральный директор ОАО «Механический завод «Калачинский» Виллий Искам вполне обоснованно полагает, что сошедшая не с белорусского, а с местного конвейера «Лида» будет более доступна для крестьян: «В настоящее время белорусская техника подпадает под категорию импортной, поэтому приобрести ее в лизинг или взять на эти цели заём в виде кредитных ресурсов достаточно сложно». Теперь и в этой части белорусский комбайн имеет право на господдержку, поскольку, приобретая сельхозтехнику российского производства, крестьянин может рассчитывать на субсидирование части процентной ставки по кредитам. Такая господдержка может составить две трети кредитной ставки. Вот и второй, в некотором смысле скрытый, бонус.

Конкурировать в условиях экономического кризиса придется не только и не столько с зарубежной техникой, сколько с отечественными производителями. По мнению Владимира Коваленко, два года назад объем импорта составлял 2% от общего объема приобретаемой техники, сегодня отмечается сокращение импортных поставок. В качестве прямых конкурентов «Лиде» участники российскобелорусского проекта видят зерноуборочный комбайн «Дон» (ОАО «Ростсельмаш», Ростов-на-Дону), так как обе машины относятся к одному классу, требуют большой загрузки и ориентированы на южную степную аграрную зону. Красноярский комбайновый завод считают косвенным конкурентом. Постольку, поскольку завод является давним и постоянным игроком на рынке сельхозмашиностроения. «Красноярский комбайн – это машина другого класса, которая по своим техническим параметрам больше подходит для северной зоны земледелия. К тому же запланированный выпуск и красноярских, и ростовских машин на нынешний год невелик. Существующий на российском рынке машиностроения спрос гораздо выше. Поэтому тесно не будет», – считает Владимир Коваленко. Вместе с тем, «косвенные конкуренты», эксперты с Красноярского комбайнового завода, оценивают перспективы созданного российско-белорусского предприятия скептически, называя проект точечным, ориентированным на региональный масштаб, предполагая, что таким образом белорусы пытаются обойти меры по стимулированию спроса на продукцию отечественного сельхозмашиностроения, предпринимаемые правительством РФ.

Оценка комбайнового рынка, озвученная представителями Сибирского отделения Россельхозакадемии на недавнем заседании координационного совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», подтверждает высокий спрос и дефицит данного вида техники. Так, в конце прошлого года производство отечественных комбайнов сократилось вдвое: в ноябре 2007-го было изготовлено 760 единиц, а в 2008-м лишь 380. В нынешнем году спрос на зерноуборочные комбайны составит не менее 700 единиц, закрыть который силами действующих на рынке российских игроков удастся лишь наполовину. По прогнозам, за четыре ближайших года неудовлетворенный спрос по зерноуборочным комбайнам вырастет до 3400 единиц. А при вероятном снижении инвестиций в основной капитал АПК (не менее чем на 35%) – до 5 тысяч комбайнов.

Между тем уже в этом году на ООО «Омсклидагромаш» намерены собрать 50 комбайнов, изготовить столько же комплектов навесного оборудования. По предварительным оценкам, стартовый годовой объем производства может составить порядка 250–300 млн рублей. Калачинский завод, в свою очередь, рассчитывает получить от белорусских партнеров инвестиции в технологическую модернизацию производства. Сумма, которая потребуется для запуска новой сборочной линии, не озвучивается. В областном минпроме считают сближение с Белоруссией перспективным. «Белоруссия со времени Советского Союза была и остается лидером на рынке сельхозмашиностроения СНГ. И, учитывая значительное потепление в отношениях России и Белоруссии, а также последовавшую за этим активную экономическую интеграцию сторон, проект может попасть в статью бюджетного финансирования союзным государством Россия – Беларусь. В планах сотрудничества есть позиция «Союзный комбайн», – заметил начальник управления оборонной промышленности, энергетики и связи минпрома Омской области Валерий Лось. По мнению Виллия Искама, в действительности объемы продаж будут зависеть от платежеспособности крестьян, а первых покупателей нужно ожидать не раньше лета: «Сейчас на рынке зерна идет игра, цены то поднимаются, то падают. Крестьяне выжидают, чтобы на наиболее выгодных условиях продать зерно, после чего и придут к нам за техникой».

Как предполагается, с выходом на новую тему в ООО «Омсклидагромаш» будет создано 200 новых рабочих мест…

 

Сергей СЕРГЕЕВ

ОмскПресс