Зерно раздора

Общество

Зерно раздора

15 августа в России вступил в силу запрет на экспорт зерна, который продлится до конца 2010 года. Правительство пошло на эту меру из-за засухи и снижения урожая, чтобы не допустить роста внутренних цен на продовольствие, сохранить поголовье скота, сформировать резервы на следующий год. По мнению экспертов, эта мера вполне оправдана, но она может привести к разрыву партнерских отношений России с другими странами в сфере торговли зерном.

Премьер-министр России Владимир Путин 5 августа сообщил, что правительство РФ приняло решение ввести временный запрет на экспорт зерна и производимых из него товаров в связи с засухой. «Считаю целесообразным ввести временный запрет на экспорт с территории РФ зерновых и других сельскохозяйственных товаров, производных от зерна», — сказал он. Премьер-министр отметил, что у России достаточно резервов, но необходимо «не допустить роста внутренних цен на продовольствие, сохранить поголовье скота, сформировать резервы будущего года». «Мы должны действовать аккуратно. Этот запрет будет носить временный характер», — цитирует премьера «Континент-Сибирь». Ограничения будут действовать с 15 августа по 31 декабря 2010 года. Согласно решению правительства под запрет попадают пшеница, смесь пшеницы и ржи — меслин, ячмень, рожь, кукуруза и мука.

Как сообщает РБК, по оценке Российского зернового союза (РЗС), экспорт зерна из РФ в сезоне 2010-1011 годов должен был составить около 20 млн т. Общие запасы зерна в РФ, по данным Росстата, на 1 июля 2010 года составили 21,7 млн т. По данным министерства сельского хозяйства РФ на начало августа 2010 года, в РФ была объявлена чрезвычайная ситуация в связи с засухой в 27 регионах, сельхозкультуры погибли на площади 10,2 млн га. В ведомстве указали, что в Приволжском, а также в отдельных областях Центрального, Уральского и Южного федеральных округов из-за негативного влияния засухи прогнозируется снижение урожайности и валового сбора зерна.

Российские производители зерна поддержали введение эмбарго. «Еще два месяца назад Национальный Союз зернопроизводителей (НСЗ) прогнозировал снижение урожая на 20-25% по сравнению с результатом прошлого года. Временный запрет экспорта целесообразен хотя бы потому, что позволит сохранить в России зерно для проведения сева озимых и яровых. В любом случае, прежде всего, необходимо завершить уборочную. Только собрав урожай, мы увидим полную картину. Сегодня некоторые экспортеры высказывают озабоченность по поводу того, что эмбарго ликвидирует один из главных каналов реализации зерна, и это может нанести удар по экономическим интересам российских зернопроизводителей. Однако НСЗ поддерживает введение запрета потому, что мы, как производители, отлично знаем из уроков прошлых лет – избыток зерна гораздо хуже дефицита», — прокомментировал Омскпресс президент Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин. Схожего мнения придерживается первый вице-премьер РФ Виктор Зубков. В своем интервью «Коммерсанту» он заявил: «необходимо, чтобы в стране начались нормальные рыночные процессы, чтобы зерно не лежало мертвым грузом, а развернулось из тех регионов, где оно имеется в излишках, в основном в южных, в сторону тех регионов, которые испытывают реальный недостаток как в продовольственном, так и в фуражном зерне».

Прииртышье в текущем году также понизило прогнозы на урожай, но речи о голоде – по словам областных чиновников – не идет. В Омской области в 2010 году планируется собрать 1,9 млн т зерна – такой прогноз озвучил на недавней пресс-конференции министр сельского хозяйства и продовольствия региона Владимир Раров. Изначально планировалось, что в регионе в 2010-м году будет собрано 2,5 млн т зерна. Всего в 2010 году зерновыми культурами в области было засеяно порядка 1,92 млн гектаров, с этой площади омские аграрии соберут к октябрю около 1,9 млн т  — вдвое ниже рекордных прошлогодних объемов. «Говорить о том, что наступит голод, более чем абсурдно, поскольку для продовольственных целей Омской области хватает 360 тыс. т. Нам необходимо иметь еще 400 тыс. т семенного фонда и порядка 700 тысяч тонн зернофуража, но и эти объемы также просчитываются и будут закрыты урожаем зерновых со своих площадей. Не нужно забывать, что в области еще есть переходящий остаток зерн
а прошлогоднего урожая, который на сегодняшний день составляет 300 тыс. т», — пояснил Владимир Раров.

В конце июля на заседании Совета безопасности Омской области было принято решение ужесточить контроль за вывозом сельскохозяйственной продукции за пределы региона, а также за ценообразованием на продовольственном рынке. На заседании Совбеза под председательством губернатора Леонида Полежаева глава региона отметил, что в условиях обострения ситуации на продовольственном рынке из-за неурожая в западной части страны вопросы формирования и поддержки собственных резервов, разумной ценовой политики, как и в целом насыщения регионального рынка продовольственными товарами, должны находиться на постоянном контроле всех служб. Опасения руководства области вызваны тем, что увеличение спроса и стремительный рост цен на зерно спровоцирует местных производителей на продажу не только излишков, но и части основных запасов главного продовольственного сырья. Следствием этого может стать взлет цен на муку и хлебобулочные изделия в Прииртышье. «Продовольственный рынок напрямую связан с социальной обстановкой. Хлеб на столе омичей должен быть. И мы должны пойти на самые крайние меры, но обеспечить гарантированную продовольственную безопасность на территории региона», — отметил Леонид Полежаев.

Как пишет журнал «Власть», российское зерно в последние годы закупали около 60 стран. На Египет приходится треть российского пшеничного экспорта: за год египтянами было закуплено почти 6,1 млн тонн пшеницы из России. Египетское управление по сырьевым поставкам — главный государственный закупщик импортной пшеницы — заявило, что в ближайшее время ему потребуется дополнительно 60 тыс. т пшеницы ежемесячно, чтобы хотя бы частично компенсировать утрату российских поставок. Желающих занять место России достаточно — это страны Евросоюза, в частности, Франция. На долю Турции приходится 13% российского пшеничного экспорта. На долю Сирии пришлось 6% российского пшеничного экспорта. «Зерно в России закупают сейчас более 60 стран, причем некоторые из них – по государственным тендерам. В их числе – крупнейший наш партнер Египет. Такие страны мы крупно подвели. То есть Россия вмиг потеряла репутацию надежного, ответственного поставщика, которую зарабатывала предыдущие 5 лет», — полагает президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский.

Президент России Дмитрий Медведев распорядился создать «все необходимые юридические доказательства того, что это, безусловно, обстоятельство непреодолимой силы (форс-мажор) и что у экспортеров зерна не было никаких возможностей осуществить поставки». Омская торгово-промышленная палата (ОмТПП) уже предложила компаниям юридическую помощь в оформлении возникшего форс-мажора. В соответствии с положением «О порядке свидетельствования ТПП РФ обстоятельств форс-мажора» решение о выдаче сертификата об этих обстоятельствах принимается ТПП России в каждом конкретном случае, исходя из условий контракта и документов компетентных органов, подтверждающих наличие события, на которое организация ссылается в своем заявлении. На основании выдаваемого сертификата сторона внешнеторгового контракта освобождается от ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих контрактных обязательств в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

Омские производители зерна сомневаются в эффективности эмбарго. «Мне кажется, что этот запрет приведет к переизбытку зерна в России. Можно было бы вводить его после завершения уборочной кампании, когда были бы точно известны ее результаты. Сейчас весь мир благодаря нам торгует по хорошим ценам – а мы сошли с рынка. Пока он не был введен, к нам поступали предложения, предлагались контракты, теперь они все в подвешенном состоянии. Я считаю, было бы резоннее сейчас поторговать, пока цены на зерно не упали. А так не будут исполнены контракты, и куда в будущем будет поставляться зерно при высоком урожае – непонятно. Если вы придете в магазин, а вас откажутся обслуживать, вы же вряд ли туда вернетесь», — считает генеральный директор ЗАО «Нива» Павлоградского района Омской области Владимир Пушкарев.

У западных аналитиков вызывало удивление то обстоятельство, что русским экспортерам запретили вывозить зерно сейчас, когда мировые цены на него находятся на очень высоком уровне и продолжают расти. Российские комментаторы, в свою очередь, отмечали, что запрет именно потому и введен, что мировые цены выс
оки,— иначе зернопроизводители в погоне за прибылью отправят все зерно на экспорт и если в результате не оставят Россию без хлеба вовсе, то как минимум вызовут бурный рост внутренних цен на него. «Здесь сталкиваются интересы двух сторон – потребителей и экспортеров. С позиции последних, запрет на экспорт – это вопрос престижа страны, которая начала продавать зерно, налаживать определенные связи, давать гарантии. Но я больше поддерживаю позицию потребителей. Нам нужно волноваться не столько о нынешнем моменте, сколько, например, о том, что будет в 2011 году. Сейчас из-за погоды в засушливых регионах страны не посеяны озимые, значит, там придется сеять яровые культуры, что снизит урожайность. Нас вообще очень долго баловала погода, и высокие урожаи прошлых лет – это заслуга не только и не столько труда и новых технологий. Поэтому важно сохранить запас зерна на следующий год. Но при этом нужно понимать, что производители зерна не получат тех средств, которые они могли бы заработать при выходе на мировой рынок или если бы в России был серьезный дефицит. Поэтому для них эта ситуация неблагоприятна», — прокомментировал Омскпресс председатель комитета по аграрной политике, природным ресурсам и экологии Законодательного собрания Омской области Анатолий Беззубцев.

Зерно раздораАлександр Иванов, депутат Омского городского Совета, ведущий специалист-аналитик департамента безопасности ЗАО ГК «Титан»:
«Да, скорее всего, такой запрет нужен. Все равно экспортом у нас занимаются не производители зерна, а перекупщики. Теперь зерно просто перераспределится по территории России, а не попадет в Египет, Турцию и другие страны. Единственное – у нас очень мало элеваторов, где можно долго хранить зерно, и, чтоб не возникло дефицита, эту проблему надо решить. В Омской области, насколько я знаю, еще хранится зерно урожая 2005 года».

Зерно раздораДмитрий Шадрин, генеральный директор сети супермаркетов «Наш магазин»:
«Считаю этот запрет неправильным. Я думаю, власти погорячились. Уже прошло много откликов на эту тему, которые сводятся к одному: у нас в стране достаточно зерна, и нет смысла предупреждать какой-то зерновой голод – его не будет. Складывается впечатление, что просто крупные зерновые трейдеры сейчас скупят в России зерно по низким ценам, а после отмены запрета будут продавать его за границу по более высоким. Поэтому беспокойством о наличии зерна и заботой о народе тут и не пахнет».

Зерно раздораВиталий Путинцев, директор группы предприятий «Чистый город»:

«Главное, чтобы не было запрета на вывоз зерна из отдельно взятых регионов, например, из Омской области. Запрет на вывоз из страны в условиях возможного дефицита – нормальная мера. Во-первых, он обеспечит продовольственную безопасность России. Во-вторых,  позволит определенным образом сдержать цены. В-третьих, мы не совсем рыночная страна и не готовы к тому, чтобы цены полностью отпустили. Должно быть государственное регулирование».

Зерно раздораВиктор Шкуренко, генеральный директор «ТД Шкуренко»:

«Я против этого запрета, он просто не нужен. У нас цены диктуют даже не продавцы, а покупатели. Сейчас бабушки, боясь пожаров и засухи, бросились скупать крупы и муку, и цена на них все равно выросла. Запрет не удержал стоимость продукции. Считаю его популистским решением».

ОмскПресс