Водители получат права на «автомате»

Общество

Водители получат права на "автомате"

Премьер-министр РФ Владимир Путин подписал распоряжение правительства, которое меняет систему подготовки начинающих водителей в автошколах. Принципиальных новинок в системе сразу несколько. Так, по одной из них, первый этап экзаменов на права водители смогут сдавать прямо в автошколе, а не в ГИБДД. Также автошколы обяжут переучивать «двоечников», которые трижды не сдадут экзамен на права. Кроме того, кандидатам в водители будет предоставлена возможность отдельного обучения езде на машинах с автоматической коробкой передач — для этого будет введена новая категория прав.

Распоряжение правительства России от 15 июля 2010 года, в котором регламентируется деятельность автошкол при сдаче кандидатами в водители теоретических и практических экзаменов, опубликовала 23 июля Российская газета. Документ вносит в систему подготовки водителей ряд новаций. Теперь начинающие автолюбители смогут сдавать экзамен прямо в автошколе, при условии, если фирма получила аккредитацию. Впрочем, в распоряжении подчеркивается, что аккредитация носит добровольный характер. Это неудивительно, так как получить сертификат будет непросто: одно из обязательных условий — наличие автодрома со специальными автоматизированными системами, а это весьма дорогое удовольствие. Как сообщили Омскпресс в омском отделении Всероссийского общества автомобилистов (ВОА), в Омской области автошкол, оборудованных такими автодромами просто нет.

Другое нововведение, которое может ударить по бюджету автошкол — учебные центры обяжут проводить дополнительное бесплатное обучение кандидатов на получение прав, если они 3 раза не сдали теоретический или практический экзамен. Причем обучение должно быть не менее 5 часов. Еще одна новость обрадовала некоторых начинающих водителей, которые не ладят с механической коробкой передач. Теперь проходить обучение и сдавать экзамен можно будет и на «автомате». Правда, это будет потом указано в правах — вводится новая категория, поэтому быстро пересесть на «механику» в случае необходимости такому автолюбителю не удастся. Больше всего сомнений у участников рынка вызывает положение об аккредитации школ. Аккредитованные учебные центры смогут сами принимать первый этап экзамена (теорию и вождение на площадке), который потом «автоматом» зачтется в ГИБДД. Сдавать ГИБДД курсанты будут только вождение в городе. Однако, чтобы получить такую аккредитацию нужно будет оборудовать у себя «аппаратно-программный комплекс для приема теоретического экзамена», закупить «транспортные средства, оборудованные аппаратно-программными комплексами аудиовидеонаблюдения», обустроить «автодром, оборудованный автоматизированной системой».

В омских автошколах к такой формулировке отнеслись скептически. По мнению руководителей учебных центров ни одна омская автошкола не пойдет на аккредитацию добровольно. «Если речь идет об автоматизированных автодромах, какие пытались вводить еще два года назад — большинство автошкол их не потянет. Давайте посчитаем — выкуп земли под автодром по рыночным ценам на сегодня в черте города займет около 5 млн руб. Подготовка земли и асфальтирование — это еще 5 млн руб. Плюс покупка самих автоматов — тоже до 10 млн руб. Даже если предприниматель где-то выкрутится, найдет скидки и прочее — автошколе нужно потратить на менее 10 млн руб. У большинства омских автошкол таких денег нет. Если требования будут другие, тогда еще возможны варианты. По моему мнению — это очередная попытка государства сэкономить за счет автошкол. Все понимают, что повышать качество обучения водителей нужно. Но строить автодромы за свой счет государству невыгодно. Небольшие автошколы строительство автодрома не потянут — но по закону им это и не обязательно. Крупные фирмы вполне могут обустроить свой автодром. У ГИБДД такого комплекса тоже нет. Значит, мелкие фирмы будут обращаться в крупные автошколы и на платной основе сдавать этот экзамен на их автодроме. В этом случае, если мое предположение верно, небольшие автошколы конечно пострадают. И заметьте — государство не потратило ни копейки,»- рассказал директор автошколы «Перекресток» Игорь Семакин.

С позицией представителя автошколы согласен начальник отдела образоват
ельной деятельности омского отделения общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» Александр Шабанов. По его мнению, сама идея автоматизированного автодрома неосуществима в России. «В условиях российского холода и снегов, светодиодные датчики, которыми должен быть оборудован автодром, просто выйдут из строя. А на строительство крытого помещения с обогревом, да еще и площадью с автодром уйдут колоссальные деньги. Таких денег нет ни у одной автошколы в Омской области. Возможно, таким образом подготавливается почва для вступления на рынок богатых частников» — поделился с нами Александр Шабанов. Приемлемым вариантом для себя омские автошколы считают создание общего автодрома при участии нескольких инвесторов, в том числе и администрации Омска. «Такой вариант еще бы был возможен — построить один автодром вскладчину. Но опять же, аккредитация носит добровольный характер, а явных плюсов от нее автошколе нет. Мало кто согласится на это» — подчеркнул господин Шабанов.

Сами автолюбители восприняли идею об аккредитации тоже без особого энтузиазма. По их мнению, это приведет к увеличению стоимости обучения, так как все расходы лягут на плечи учеников и их родителей. «Я сам автомобилист с 20-летним стажем и необходимости в таких автодромах за бешеные деньги не вижу. Самое важное для водителей — это практика в городе. Лучше бы для нее отвели больше часов. Платить деньги за какие-то датчики не вижу смысла» — рассказал Омскпресс Александр Механиков.

В ГИБДД полагают, что «распоряжение правительства поможет повысить качество обучения в автошколах». Сегодня, по имеющимся данным, почти 40% водителей-новичков попадают в аварии в первый год. По информации ГИБДД по Омской области, за последние 2 года омские автошколы выпустили почти 9,5 тыс. водителей, из них в ДТП попали 84 автомобилистов, это около 0,88%. В омском ГИБДД от комментирования распоряжения пока отказались, сославшись, что контроль над автошколами они не осуществляют. Гораздо меньше споров вызвало положение о «доучивании двоечников» за счет автошкол.

Теперь автошколы, чьи курсанты завалили 3 раза экзамен должны предоставить им 5 дополнительных часов, причем за счет фирмы. С такими условиями согласны не все. «Мы ведем занятия по стандартной программе, рассчитанной на средние способности. Теперь мы должны тем, кто завалил экзамены, дать дополнительных 5 часов занятий. 5 часов обучения стоит примерно 1 тыс. руб. Получается, я тому, кто не сдал экзамен (возможно по причине собственной лени) должен заплатить тысячу рублей. По-моему, нелогично» — рассказал директор «Перекрестка». Однако, во Всероссийском обществе автомобилистов считают, что такое нововведение не ударит по карманам автошкол, а лишь заставит более серьезно относится к экзамену. «Чтобы таких ситуаций не было, обязательно нужно проводить внутренний экзамен в автошколе. И уж если ты допустил своего ученика к сдачи в ГИБДД — будь добр плати, если недоучил. Тем более тысяча рублей — не деньги для предприятия,» — считает Александр Шабанов.

Идею о возможности обучения курсантов на машинах с автоматической коробкой передач единодушно восприняли положительно как автошколы, так и начинающие автомобилисты. Уже сейчас ряд омских автошкол планирует закупить новые авто или переоборудовать старые, чтобы предложить новый вид обучения. По мнению участников омского рынка, существенной разницы стоимости обучения на «автомате» и «механики» не будет, а клиентов станет больше.

Водители получат права на "автомате"Нина Карпенко, директор ООО «Недвижимость ГАРАНТ»: «Человек, который обучался на «автомате» получит отметку об этом в правах, и пересесть на механику сможет только после дополнительного обучения. Полагаю, что водитель должен уметь управлять любым автомобилем, иначе это будет полупрофессионал. Что касается доучивания двоечников автошколой, мнению, что не сдать экзамен 1 или 2 раза это случайность, но 3 и более уже незнание. И вряд ли компенсировать свое незнание стоит за счет автошколы, скорее за счет собственных ресурсов».

Водители получат права на "автомате"Николай Иванов, депутат Омского городского Совета: «К доучиванию курсантов автошколой отношусь положительно, люди заплатили деньги, если автошкола не сумела качественно подготовить учеников — пусть учит еще. Другое дело как научить, не все люди схв
атывают вождение сразу, тут нужно индивидуально подходить к каждому. Что касается внедрения обучения на автомате — считаю, автошколы должны обучать и тому и другому, мало ли с чем человек в жизни столкнется. Когда он пойдет выбирать машину, он должен выбрать себе ту, которая понравится, а не ту, которая подойдет по категории его прав».

Водители получат права на "автомате"Ярослав Родионов, руководитель ГК «ZEON»: «На мой взгляд, вполне технические изменения — оптимизация, ничего особенно важного. Видимо, также задумано несколько снизить нагрузку на ГИБДД, посмотрим, что получится. Новая категория прав на автомобили с АКПП — это вызывает сомнения. Может на автомобили с климат-контролем или тонировкой тоже отдельную категорию заведем? Скорее имеет смысл садить водителей за оба типа машин, ограничиваясь одной категорией».

Водители получат права на "автомате"Александр Гулак, исполнительный директор филиала в Омске компании «Юнилекс»: «Что касается переобучение водителей за счет автошколы — я за. Это будет стимулировать автошколы повышать качество обучения. А что касается разделения обучения на механике и автомате — против. Я считаю, человек должен знать и то, и то. Может быть в первую очередь механику. С механики пересесть на автомат гораздо легче, чем после автомата изучать механику».

Водители получат права на "автомате"Андрей Авдейчиков, председатель омского регионального фонда «Новые перспективы»: «К переучиванию отношусь отрицательно — можно бесконечно переучивать, лучше давать дополнительную возможность пересдать. А к тому, что можно будет учиться на автоматической коробке передач — обеими руками за».

ОмскПресс