Дача: забросить или обжить?

Обратите внимание

Дача: забросить или обжить?

Что такое современная дача? Почему всё больше дачников в Омске и на всей территории области бросают свои участки, прекращают возделывать землю либо, наоборот, выстраивают на «сельскохозяйственных» участках настоящие особняки? В вопросе разбирался корреспондент «Вечёрки».

— Чем дальше от центра Омска находится садоводческий кооператив, тем больше в нем брошенных участков, — утверждает начальник отдела земельного контроля Управления Россельхознадзора Борис ЗУБАРЕВ. — В черте города дачи используются практически полностью, но уже в 20 километрах от города заброшено до половины дач. Решающую роль тут играют экономические факторы и отсутствие электричества и воды.

 

Штраф за заброшенность

Отдел земельного контроля, который занимается выявлением неиспользуемых дачных участков и привлечением их собственников к административной ответственности, появился в структуре Управления Россельхознадзора всего два года назад и сразу же приступил к контролю за использованием дачно-садовых наделов.

Чем вредна заброшенная дача? Прежде всего, сорняками, семена которых разносятся на соседние участки и вредят настоящим садоводам. Кроме того, заброшенный участок с каждым последующим годом все сложнее привести в порядок: в земле остается меньше питательных веществ, плодородный слой истончается. Для государства в лице инспектора Россельхознадзора это достаточный повод, чтобы наложить на собственника участка административный штраф. Для физического лица он составит от одной до двух тысяч, для юридического лица — от 30 до 50 тысяч рублей. Примечательно, что в соответствии со статьёй 284-й Гражданского кодекса РФ собственники, не использующие дачи более трех лет, могут их лишиться. Естественно, только через суд. Пока ни одного подобного решения в регионе вынесено не было.

— Проблема в том, что межевание земельных участков проведено не полностью, — рассказывает Борис Зубарев. — Еще в 90-е многие получили земельные паи и до сих пор не оформили их. Попадаются поля, на которых двадцать собственников, а границы участков до сих пор не определены. И кого привлекать к ответственности? Правда, вот в сельском поселении Андреевка мы в аналогичном случае, когда не обрабатывалось целое поле, наказали сразу 35 человек. Суд нас поддержал.

Всего же с начала года Россельхознадзором было составлено 19 протоколов по фактам неиспользования дачных участков. Учитывая, что всего в течение года этим управлением запланировано проверить 40 дачных и садоводческих товариществ, цифры более чем скромные. Объясняется сложившаяся ситуация прежде всего тем, что собственников заброшенных дач не так-то просто найти, а наложить штраф можно только на конкретное лицо. Кстати, статистика того, вернулись ли оштрафованные дачники на свои участки, сейчас никем не ведется.

 

Грядка — это разрешение на особняк?

— Во время плановой проверки нас просили называть только тех собственников, которых реально найти, — рассказал Вячеслав ИШУТКИН, председатель СНТ «Садовод-1», корреспонденту «Вечёрки» и добавил, что в его товариществе пустует несколько десятков дачных участков. Собственники-то у этих шести соток есть, однако на земле они практически не появляются.

Товарищество «Садовод-1» является ярким примером того, что понимается сегодня под словом «дача». Меньшая часть участков, как и десять-пятнадцать лет назад, используется для выращивания овощей, ягод и фруктов. На таких дачах, как правило, скромно ютятся небольшие вагончики и сарайчики, а среди помидоров и яблонь можно заметить пенсионеров с лейками и тяпками.

Однако остальные участки товарищества СНТ «Садовод-1» являют собой разительный контраст. Это либо заброшенные пустыри с полутораметровым бурьяном, либо двух-трехэтажные коттеджи, окруженные не грядками, а клумбами и беседками.

— Многие сейчас ждут, когда участки можно будет выгодно перепродать, — приоткрыл «тайну» пустырей Вячеслав Ишуткин. — Купили дачи люди еще до кризиса, тогда участок в три сотки, без домика за 400–500 тысяч рублей забирали. Сейчас рыночная цена упала до 250 тысяч рублей, а собственники требуют до миллиона.

Высокая цена на участки в «Садоводе-1» объясняется его удачным расположением — на Красноярском тракте, но в десяти-пятнадцати минутах езды от центра Омска. При этом товарищество отгорожено от дороги внушительной лесополосой.

— А ты был в Карьере?! Там еще круче дома! Там протока заходит, катера у пристаней стоят, — так отреагировал на вопрос о самой заметной категории дач Вячеслав. Отреагировать было на что. Примерно пятая часть участков товарищества занята отнюдь не дачными строениями, а коттеджами с автономным отоплением, канализацией, водопроводом, гаражами. Дачей в этом товариществе называется даже участок, огороженный кирпичным забором с железными воротами…

— Строить никто не запрещает. У меня в свидетельстве вообще указано «жилой дом». Кроме того, здесь всё в собственности, всё приватизировано, — продолжает председатель и рассказывает, что вот в том доме живет главный инженер известной строительной фирмы, а вот в том коттедже — известные и уважаемые пенсионеры из бывшей номенклатуры.

По словам Вячеслава Ишуткина, как минимум одна семья в товариществе уже прописана на своем участке.

— Конституционный суд разрешил прописываться на участках, — пожимает плечами председатель. — Так что если захочу, то и я пропишусь. Через суд. Местные власти ведь не хотят регистрировать на дачах. Это объяснимо. Если тут будут прописаны семьи с детьми, им понадобятся школы, детсады, больницы, централизованное газоснабжение…

Занятно, что повальное преображение дач в товариществе СНТ «Садовод-1» (как, впрочем, и во многих других городских садоводческих кооперативах) в «дачные поселки» приостановил кризис. На некоторых участках остались котлованы (в половину участков) под будущие «домики». Но пустовать они будут, скорее всего, недолго.

— Земля пока еще недорогая, можно купить и построить дом, — честно рассказал о цели своего визита в кооператив некто Сергей. Молодой человек передвигался между участками на иномарке стоимостью около полутора миллионов рублей, так что приличный дачный домик он себе, вероятно, может позволить.

Заметим, что специалисты Россельхознадзора «позволяют себе» не замечать жилые коттеджи на дачах.

— Фактически если на даче растут сельскохозяйственные культуры, то она используется по целевому назначению, а дом может быть хоть трехэтажным, — коротко прокомментировали мне ситуацию в управлении.

 

Ломбард… сельхозназначения

Но если использование дачи под строительство жилого дома еще и может быть признано «целевым использованием», то вот появление на сельскохозяйственном участке… автоломбарда таким точно не является. Тем не менее, заведение с названием «Автоломбард на Красноярском тракте» уже пару лет успешно функционирует на месте шести садовых участков СНТ «Садовод-1». Отзывы об автоломбарде хорошие, но масло с грузовиков и легковушек впитывается в землю, выхлопные газы медленно, но верно уничтожают труды дачников на соседних участках.

— По фактам уничтожения плодородного слоя почвы было возбуждено шесть дел. Мы неоднократно выезжали туда с представителями прокуратуры, — рассказал Борис Зубарев и пояснил, что штрафы оформлялись на физических лиц — собственников садовых участков. То есть речь идет о взыскании нескольких тысяч рублей, тогда как автоломбард на той же территории дает более существенный доход.

Кстати, собственники и арендаторы шести «автосадоводческих» участков неоднократно менялись. Сейчас в Омском районном суде идет спор о праве собственности на эту территорию. В самом ломбарде от комментариев по поводу своего существования на дачном массиве отказываются. А местные садоводы упорно считают, что хозяин этого участка «бывший милиционер» и «опытный юрист».

— Знаете, если бы вы или я попробовали устроить на шести дачах автоломбард, думаю, нас бы быстро приструнили, — вздыхает председатель СНТ «Садовод-1». — А этот ломбард никуда не делся. Тамошний хозяин даже как-то сказал мне, что, мол, пойдет посадит у сторожки две грядки огурцов, и попробуй докажи, что это не земля сельхозназначения…

 

КОММЕНТАРИЙ

Алексей КРУТИКОВ, председатель лузинского СНТ «Черёмушки»:

— У нас крупнейшее в области товарищество — 3 100 участков, 991 из которых заброшен, причины разные. Дачи долгое время не были приватизированы. Только летом прошлого года мы оформили документы, и люди сейчас оформляют дачи в собственность. Кроме того, у нас на дачах нет ни электричества, ни достойного водопровода. В этом году вода появилась только седьмого июня, и это при недельной тридцатиградусной жаре! Проблема строительства на дачах жилых домов для нас пока не актуальна. Пока жалобы идут на размещение на дачах гаражей и содержание различной скотины. Но думаю, через несколько лет строительство домов на дачах станет массовым и у нас. Ведь купить участок земли под постройку дома почти невозможно.

ОмскПресс