«Плач Ярославны» по тарифам

Политика

«Плач Ярославны» по тарифам

Депутаты горсовета потребовали от энергетиков провести перерасчет и вернуть потребителям излишне взятую плату.

Комплексный подход к проблеме начисления тарифов на жилищно-коммунальные услуги дал первые результаты. По итогам депутатских слушаний Управлению Федеральной антимонопольной службы настоятельно рекомендовано провести проверку организаций, работающих в сфере ЖКХ, на соблюдение антимонопольного законодательства. Кроме того, у «Омской энергосбытовой компании» есть все шансы обратить на себя внимание прокуратуры: депутаты возмущены незаконным начислением платежей, имевшим место на протяжении прошлого года. Подумать над результатами слушаний придется многим.

 

Тариф растет – и будет расти!

Представить свое видение проблемы формирования тарифов в сфере ЖКХ первыми взялись сами энергопоставщики, которые, собственно, и стали первопричиной проблемы. Однако выступавшие почему-то говорили исключительно о проблемах собственных компаний и о тех проблемах, которые не позволяют им поднять тариф! То есть понижать-то его никто и не собирался… Не комментируя выступления, скажем лишь, что депутат Александр Дмитриев назовет потом выступления энергетиков плачем Ярославны.

– По итогам тарифной кампании 2009 года рост тарифа на тепловую энергию для нашей компании составил 14%, – сообщил начальник департамента экономики исполнительного аппарата управления ОАО «ТГК-11» (г. Новосибирск) Вячеслав Дядюн.

– В первоначальном варианте тариф был утвержден на 16,5%, но в конце декабря правительство приняло решение о снижении темпов роста цен на газ – в первоначальном варианте было 20% роста, а в последнем варианте 16%, что позволило нам немного снизить цены на тепловую энергию – на 2,5%.

По словам Вячеслава Дядюна, для последних лет характерен ряд особенностей, который и обусловил тарифообразование. Главной особенностью и одновременно минусом для самой компании, по его мнению, является то, что тарифы на тепловую энергию устанавливаются на год, в течение которого изменять размер тарифа возможности нет. Рост цен на составляющие тарифа – железнодорожные перевозки, металл и прочее, от чего зависят его колебания, ставит рост тарифов в прямую зависимость именно от такого положения дел. Сложно представить, как бы изменился тариф, если бы господин Дядюн мог влиять на его размер в удобное ему время.

В определенной степени поддержал слова г-на Дядюна и заместитель генерального директора, директор филиала ОАО «МРСК Сибири» – «Омскэнерго» Сергей Моденов. В докладе красной нитью прошла мысль, что страшного ничего не произошло и действующий тариф вообще не должен сказываться на материальном благосостоянии жителей.

– В результате тарифного регулирования на 2009 год среднеотпускной тариф на электроэнергию по Омской области составил 182 копейки за кВт/час, в том числе 115 копеек на электроэнергию без учета передачи (производство, приобретение электроэнергии, бытовая надбавка, услуги по электроснабжению, кроме передачи) и 67 копеек на передачу электроэнергии, – сообщил Сергей Моденов. – В том числе 12,6 копейки – это доля территориальных сетевых организаций и 54,38 копейки – это доля «Омскэнерго».

Кроме того, по информации Сергея Моденова, рост среднеотпускного тарифа на электроэнергию по Омской области относительно 2008 года составил 19% за счет увеличения стоимости, в первую очередь, производства и приобретения единицы электроэнергии на 24%, передачи единицы электроэнергии по сетям прочих территориальных сетевых организаций – 21% и передачи электроэнергии по сетям «Омскэнерго» – 16%.

– Начиная с 2004 года и до настоящего времени тарифы растут темпами значительно более низкими, чем инфляция, – продолжил Сергей Моденов. – Плановый дефлятор федеральной службы по тарифам на 2006 год был равен 8,6%, фактически индекс потребительских цен составил 9%. В 2007 году, при плане 5,3%, факт составил 11,9%. В 2008 году, при плане 7,9%, факт составил 13,3%. В результате применения такого принципа тарифообразования, как номинальный индивидуальный тариф на передачу электроэнергии по сетям «Омскэнерго», с 2005 года к 2009 году тариф вырос с 29,7 копейки до 51,75 копейки. Однако если привести тариф «Омскэнерго» к ценам 2005 года, видно, что рост тарифов за рассматриваемый период составил 5,6 копейки. Если посмотреть доступность сетевой составляющей в тарифе на электроэнергию для населения Омской области, то детальный анализ показывает, что рост тарифов на передачу электрической энергии не может быть причиной кардинальных изменений бюджета каждого жителя и каждой семьи.

Дабы подкрепить свои доводы, Сергей Моденов привел статистику, согласно которой динамика роста заработной платы населения ежегодно сохраняется на уровне 24%, тогда как прирост индивидуального тарифа с 2006 года не превышал 17%. То есть богатеем мы гораздо более быстрыми темпами, чем поднимается тариф. Не успевает тариф за нами.

Что же касается «Омской энергосбытовой компании», то она так и не предоставила затребованную депутатами информацию о том, по какому алгоритму происходит начисление за места общего пользования. Также не были предоставлены данные о прибыли энергосбытовой компании за 2008 год, по которым, как считает депутат Юрий Федотов, можно увидеть истинные доходы компании, от которых «у некоторых будет шок».

 

Сэкономим… если не сломаем

Однако тупиковую ситуацию с повышением тарифов смогут разрешить конкретные меры, на которые и ориентировались депутаты. И такой мерой станет, в частности, повсеместная установка коллективных приборов учета.По словам первого заместителя директора департамента городского хозяйства городской администрации Владимира Свиридова, в настоящее время оснащенность многоквартирных домов оставляет желать лучшего. Объем установленных приборов по городу не превышает 10% от общего количества домов. Из 1141 прибора учета, ныне работающих, 9% (76 домов) было установлено в прошлом году, в ходе реализации программы капитального ремонта жилья. Причем показания снимают лишь с одной пятой части этих самых 9%. По остальным все еще ведется работа по заключению договоров. Тем не менее, определенную надежду вселяет тот факт, что в период с 2009 по 2011 годы городской администрацией планируется массовое оснащение многоквартирных домов города общедомовыми приборами учета – порядка 17 тысяч штук. Объем финансирования, направляемого на установку коллективных приборов учета, на протяжении трех лет составит порядка 2 млрд рублей. Первые 670 приборов учета будут установлены уже в текущем году на 298 многоквартирных домах на сумму 64 млн 875 тыс. рублей.

По мнению Владимира Свиридова, установка приборов учета позволит контролировать не только объемы потребления, но и параметры качества энергоресурса (давление, температуру и так далее), несоблюдение которых может привести к неоправданному увеличению объемов потребления. Кроме того, приборы позволят точно определить потери воды по пути от ЦТП до дома при расчетах с энергоснабжающими организациями, выявить утечки в системах водоснабжения и теплоснабжения многоквартирного дома и обеспечить энергосбережение. Однако сегодня далеко не все жители готовы взять на себя ответственность за установку нового оборудования. В гонке за дешевой «коммуналкой» жители специально ломают уже установленные приборы.

 

Норматив справедливого учета

Кроме завышенных тарифов, не меньшее возмущение жителей вызывают и необоснованные размеры начисления за электроэнергию, потребляемую в местах общего пользования.

Позицию депутатов в данном вопросе выразил председатель комитета ЖКХ Александр Тарасов, который предложил либо всем платить по факту потребления, либо платить по нормативу, но такому, который бы отвечал своему реальному экономическому содержанию. – И чтобы невыгодно было жителям города по нормативу, без счетчика потреблять электрическую энергию, – отметил Александр Тарасов. – Поэтому мы считаем необходимым подготовить обращение в правительство Омской области с вопросом о пересмотре нормативов потребления электроэнергии в квартирах. Проще говоря, необходим такой норматив, который объективно делал бы пользование прибором учета более выгодным для потребителей. Разумным дополнением выглядит предложение исполнительного директора ОАО «Омская энергосбытовая компания» Николая Лясковца при проведении капитального ремонта уже в этом году наряду с другими приборами учета устанавливать общедомовые приборы учета потребления электроэнергии.

 

Доля «живинки»

в бочке непонимания Трезвую и объективно ожидаемую присутствующими оценку ситуации дал депутат Юрий Федотов.

– Хочу внести «живинку» в наши обсуждения. Вы оглянитесь и посмотрите, кто здесь сидит. Там, за стенкой, сидит уважаемый клиент и уважаемый налогоплательщик, который платит и позволяет нам работать, получать доходы и так далее, – заметил Юрий Федотов, имея в виду тех многочисленных жителей, которые пришли на слушания, но которых зал просто не смог вместить. – Так сложилось, что тот, кто платит деньги реально, сидит там, за дверью, а мы здесь обсуждаем.

В результате депутат предложил «пересчитать нарастающим итогом и вернуть людям то, что было взято излишне с 1 января 2008 года, то есть вернуть эти средства». Также было предложено всем гражданам платить по нормативу – 7 кВт там, где нет лифта, и 14 кВт там, где есть лифт. – И если у кого-то завтра появится исковое заявление, я тоже публично готов вам сказать, что ответить в суде, чтобы никто не мог взыскать по этому самому алгоритму прогнозному, потому что этот алгоритм является незаконным, – объяснил предложение Юрий Федотов. Последним стало предложение депутата обратиться в прокуратуру с предложением привлечь «за прошлый год к ответственности людей за то, как они начисляли плату и выставляли ее за места общего пользования». Депутат Сергей Терлеев поддержал своего коллегу и предложил обратиться к Правительству РФ с предложением о введении в 2009 году моратория на повышение тарифов на коммунальные услуги в связи с финансовым кризисом и значительным ухудшением благосостояния населения.

Итогом слушаний стало принятие ряда рекомендаций участникам рынка ЖКХ. В числе их рекомендация Управлению Федеральной антимонопольной службы провести проверку соблюдения «коммунальщиками» антимонопольного законодательства в сфере оказания коммунальных услуг. «Омской энергосбытовой компании» предложено исключить начисление платы за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования, по прогнозным данным, что, возможно, произойдет со второго полугодия текущего года. Кроме того, сбытовикам по прогнозным начислениям необходимо произвести перерасчет, а для пересмотра нормативов потребления электроэнергии при отсутствии приборов учета – подготовить экономическое обоснование.

Управляющим компаниям было указано на необходимость неукоснительного соблюдения требований законодательства и более жесткой политики в отношении случаев незаконного подключения к общедомовым сетям. Комитет по вопросам ЖКХ, транспорта и строительства в свою очередь подготовит предложение в областное правительство о пересмотре нормативов потребления электроэнергии при отсутствии приборов учета, а также два предложения в Правительство РФ. Первое касается изменения методики распределения платы граждан за коммунальные ресурсы, расходуемые на обслуживание общего имущества в многоквартирных домах. Второе обращение направлено на изменение законодательства в части компенсации затрат управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК, предоставляющим коммунальные услуги собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов.

 

СПРАВКА

По результатам проведенной проверки производственной программы ОАО «ОмскВодоканал» постановлением мэра Омска от 21.11.2008 г. установлены тарифы для населения в следующих размерах:

– на холодную воду – 9,86 руб. за 1 куб. м, с учетом НДС;

– на водоотведение – 7,87 руб. за 1 куб. м, с учетом НДС.

 

Тарифы на электроэнергию в 2009 году, установленные РЭК Омской области:

2,08 руб./кВтч – для граждан, проживающих в домах, оборудованных газовыми плитами;

1,44 руб./кВтч – для граждан, проживающих в домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками и электроплитами.

Рост тарифов к уровню 2008 года составил 25%, что в рамках предельных уровней тарифов на электроэнергию (минимальный – 23%, максимальный – 27%).

На 2009 год рост тарифов на тепловую энергию по Омску составил в среднем 16,5%, что ниже установленного предельного уровня роста тарифов на теплоэнергию (предельный уровень, определенный ФСТ России для Омской области, – 26%).

ОмскПресс