Ветераны военных дорог

Общество

Ветераны военных дорог

Девятого мая по улицам города прошла необычная автоколонна ретро-машин. Финишировал «парад на колёсах» на территории Омской крепости.

Экспонатами развернувшейся под открытым небом выставки стали более двадцати отечественных и зарубежных автомобилей. Многие из них от начала и до конца прошли Великую Отечественную войну и по праву могут считаться ветеранами. Парадокс же в том, что в Омске на рынке нет спроса на ретро авто их не готовы купить даже за миллион рублей, хотя в то же время владельцы не собираются продавать раритеты ни за какие деньги.

Организаторами зрелища выступили члены Омского клуба любителей автостарины «Ретромобиль ». Вниманию гостей они представили уникальные в своем роде модели, такие как «Москвич М-401», ГАЗ М-12 «ЗИМ», ГАЗ М-72 «Победа», а также знаменитый ГАЗ «эмка» 1936 года, более известный в народе как «чёрный воронок». Наряду с наследием отечественного автопрома на выставке были также представлены машины иностранного производства – американский Dodge 1939 года, немецкий Opel Admiral, выпущенный в 1938 году, Ford Royal saloon, Mercedes и другие.

У каждой из этих машин своя история, порой мало чем уступающая судьбе человека. К примеру, самый редкий экспонат клуба – автомобиль Dodge – был прислан в СССР из Америки в 1941 году.

– В период войны на нем ездил командующий Вторым Украинским фронтом. Советский Союз получил от Америки семь таких автомобилей, но на сегодня из них сохранилось лишь два. Один находится где-то в Прибалтике, а второй – у меня. Это действительно уникальный экспонат. Его стоимость на рынке составляет около 1 миллиона рублей, – рассказал президент клуба «Ретромобиль» Сергей Капитанов.

Вместе с тем, как утверждает Сергей Капитанов, предложений о продаже ретро-автомобилей ни одному из членов клуба никогда не поступало, что свидетельствует о низкой популярности таких машин в регионе.

– Как правило, нам предлагают варианты обмена на современные автомобили. К примеру, несколько лет назад за этот Dodge мне хотели отдать слегка подержанный Mercedes-Benz, но я не согласился, – рассказал Сергей Капитанов.

Президент клуба «Ретромобиль» также отметил, что в Москве и Санкт-Петербурге спрос на старинные машины многократно превышает предложение. По словам Сергея Капитанова, в столице даже проводятся специальные аукционы по продаже ретро-автомобилей, участниками которых становятся как состоятельные коллекционеры, так и просто любители роскоши.

– В Москве и Санкт-Петербурге ретро-машины пользуются спросом, но и требования к самому товару очень жесткие. Покупатели готовы платить только за машину с оригинальными деталями, а в Омске нам приходится восстанавливать автомобили с помощью подручных средств, – добавил президент клуба «Ретромобиль ».

Весьма необычна история и еще одного экспоната выставки – немецкого кабриолимузина Opel Admiral 1938 года выпуска. Эта машина, на которой в годы Второй мировой войны ездила элита Третьего рейха, попала в наш город в качестве трофея.

– Этот Opel Admiral в мае 1945 года привез в Омск из Берлина один из наших полковников. Проездив на машине десять лет, он продал ее через комиссионный магазин, – рассказал владелец ретро-экспоната Михаил Засорин. – Автомобиль сменил много хозяев и в итоге был брошен во дворе одного из частных домов. Под открытым небом машина простояла девять лет, практически полностью проржавела, а в моторном отсеке вырос клен высотою в три метра. Я не мог допустить, чтобы этот Opel пропал, и взялся его реставрировать.

Для того чтобы привести Opel Admiral в первозданный вид, Михаилу Засорину потребовалось досконально изучить военные фотографии машины и провести в беспрерывной работе в гараже около года. Автолюбитель признается, что многие элементы кузова немецкого кабриолета – крышу, фары и подкрылки – пришлось создавать заново из деталей различных отечественных машин и мотоциклов. Кстати, именно этот Opel Admiral использован на съёмках омского фильма о Великой Отечественной – «Три дня войны».

Своеобразно сложилась «жизнь» и у советского автомобиля ГАЗ «эмка» 1936 года выпуска. Этот так называемый чёрный воронок, один лишь вид которого когда-то внушал страх многим советским гражданам, чуть было не закончил свою историю в одном из двор
ов городка Нефтяников. Если бы не члены клуба «Ретромобиль», знаменитая «эмка» превратилась бы в груду ржавого металла. Сейчас же ходовым качествам этой машины могут позавидовать даже новые машины.


P. S. Следующая выставка ретро-автомобилей в Омске должна состояться во время празднования Дня города. Предполагается, что к этому моменту в коллекции клуба появится несколько новых редких экземпляров.

ОмскПресс