Михайловский театр озадачил публику полемичной оперой

Культура

Михайловский театр озадачил публику полемичной оперой

Михайловский театр вчера представил петербургской публике результат совместной работы русской труппы, французского режиссера и солистов со всех уголков света — оперу «Иудейка». Ключевые партии в спектакле исполнили легендарный американский тенор Нил Шикофф, впервые прилетевший в Россию, а также уругвайская певица Мария Хосе Сирии, немец Томас Менерт и итальянец Джан Лука Пазолони.

Премьеру, посвященную жертвам фашистских репрессий, посетили губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и министр культуры РФ Александр Авдеев.

В 19-ом веке «Иудейка» считалась эталоном «французской большой оперы», славившейся пышными декорациями и солидной продолжительностью. В 1835 году парижская премьера растянулась на 6 часов, а на подмостках гарцевал целый табун из 20 породистых лошадей. Современная версия длится неполных четыре часа. «Купюры просто необходимы, это связано с пресловутой клипизацией сознания современника», — объяснил Арно Бернар. О великом прошлом в его спектакле напоминают масштабные хоровые партии. В некоторых массовых эпизодах задействовано до 130 человек.

Бернар предельно обострил проблематику либретто за счет переноса действия из Средневековья в 1930-е годы, поменяв инквизиторов на эсесовцев, а костры – на газовые камеры. «20-ый век оставил нам пример смерти: гибели многих представителей еврейского народа. Для меня было основополагающим показать эту историю в 1930-х, в тоталитаризме», — говорит Бернар.

Нил Шикофф считается лучшим из ныне живущих исполнителей партии ювелира Элеазара – иудея-ортодокса, в чью воспитанницу Рахиль влюбился католик Леопольд. «Зрители восхищались  голосами и музыкой, остро реагировали  на сюжет и на контекст. Для сегодняшней  России это очень важно.  Я хочу низко поклониться господину Нилу Шикоффу», — отметил министр культуры РФ Александр Авдеев.

Петербургский вариант «Иудейки» скрывает дополнительные смыслы для Нила, — ведь у него были родственники, погибшие в немецких концлагерях. «Постановщики приблизили трагедию Элеазара и Рахили к тем реалиям, которые близки ныне живущим поколениям. Практически каждый может соотнести происходящее на сцене с историей своей семьи или близких, и в каждом сердце это отзовется болью и сочувствием», — рассказал генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман.

ОмскПресс