Жилищники проголосовали за добросовестную конкуренцию

Общество

Жилищники проголосовали за добросовестную конкуренцию

25 марта состоялся организованный «Вечеркой» круглый стол на тему «Обслуживание жилья в Омске: проблемы, тенденции, перспективы». После обсуждения насущных коммунальных проблем руководители управляющих компаний (УК) подписали декларацию «О добросовестной конкуренции в работе управляющих компаний Омска». Зачем это надо?

«А у нас в квартире газ, а у вас?»

Как объяснил начальник отдела эксплуатации жилищного фонда и перспективных форм управления департамента городского хозяйства Юрий Шестак, «в Омске на жилищном рынке работают 38 УК, в основном все варятся в собственном соку и мало взаимодействуют между собой». Чтобы наладить неформальные контакты между УК и обсудить накопившиеся проблемы и возможные перспективы сотрудничества, «Вечерка» и решила собрать жилищников за круглым столом и предложила принять участие в нем всем омским УК. Но согласились не все по своим объективным или субъективным причинам: кого-то не отпустил грипп, а кто-то вообще отказался участвовать в очередной «говорильне». Что ж, право выбора есть у каждого из нас. Со своей стороны мы предложили УК площадку для проведения цивилизованного общения с коллегами.

Одной из тем, предложенных для обсуждения, были права собственников жилья и обязанности управляющих компаний. Когда на смену муниципальным ПЖРЭУ три года назад стали приходить частные УК, их готовность к работе на жилищном рынке проверяла специальная рабочая комиссия. А потом, по идее, все должен был расставить на свои места рынок, но практика убедительно доказала, что рыночные отношения необходимо строго регулировать, тем более в такой социальной сфере, как жилищная.

– Права и обязанности собственников жилья и УК прописаны в договорах между ними, – считает генеральный директор ООО «УК «ЦентрЖилСервис» Оксана Севастюк. – Эти договоры дисциплинируют собственников, ставят их в правовые рамки, исключают необоснованные требования к УК и конфликт интересов двух сторон. Тесно и постоянно взаимодействуя и разъясняя необходимость проведения тех или иных работ со старшими по дому, которые имеют активную социальную позицию, а также отчеты перед собственниками о проделанной работе – это основа успешной, бесконфликтной работы УК. Собственники жилья должны получать качественные и своевременные услуги от УК. Рисковать своей репутацией, оказывая некачественные услуги, никто из жилищников не станет, а лучшая защита прав собственников – отдельный лицевой счет на каждый дом.

– Качество обслуживания и текущего ремонта домов у омских УК существенно разнится, – высказала мнение генеральный директор ООО «Жилищник 2» Наталья Пушкина. – Если УК пришли на рынок всерьез и надолго, то должны работать достойно и решать совместно с собственниками все вопросы, не дожидаясь их жалоб в департамент городского хозяйства и другие инстанции.

– Не все омские УК конкурентоспособны по вопросам качества обслуживания жилья, – уверен генеральный директор ООО «ЖКО–6-й микрорайон-1» Николай Мироненко. – Те УК, которые были созданы в 2006 году без муниципальной доли, как наша, смогли устоять только за счет высокого качества обслуживания. Те УК, которые заходили на рынок на конкурентной основе, обеспечивают качество услуг в полной мере, а вот у тех, кто преобразовался из муниципальных структур в частные, качество зачастую не слишком высокое. Оказывать качественные услуги выгодно, ведь тогда собственники продлят отношения со старой УК, а не будут искать новую.

Все УК признали, что они – подрядные организации, которые нанимаются собственниками жилья для выполнения определенных услуг, только вот возможности у омских УК весьма разные. Хочу напомнить, что 18 декабря 2006 года мэром был утвержден «Порядок рассмотрения вопросов, связанных с передачей муниципального имущества, относящегося к жилищно-коммунальному комплексу, в пользование управляющим организациям, ТСЖ, ЖК…». Но гораздо больше вопросов возникает у управляющих компаний, которым не досталось никакого муниципального имущества и им приходится рассчитывать только на свои экономические и деловые навыки выживания в условиях жесткой конкуренции на рынке. Все-таки нужны равные права, и необходима помощь городской администрации. Часть УК заключила договоры с каждым собственником жилья, а многие – только с уполномоченными представителями. У некоторых УК диспетчерская служб полностью компьютеризирована, у других заявки по старинке фиксируются в журнале, да и материально-техническая база везде разная – от новейшей техники до видавших виды машин, чуть ли не с советских времен. К тому же качество работы УК напрямую зависит от состояния домов. Гораздо труднее обслуживать «хрущевки», которые по 40 лет не ремонтировались, чем современные многоэтажки. Да и сами жители, чего греха таить, нередко качают свои права и забывают про свои обязанности.

 

Коммунальный армрестлинг

Вопрос о качестве работы омских УК, предложенный для обсуждения, тесно связан с предыдущим. О том, что с качеством не все ладно, подтвердил Юрий Шестак: «Общедомовые приборы учета, установленные в прошлом году, работают только на 15%, а по итогам года еще не все УК провели полноценные отчетные собрания и не все отчитались перед собственниками о проделанной работе». Но в то же время отметил, что количество жалоб от жильцов, поступающих в департамент городского хозяйства, существенно сократилось.

По мнению Оксаны Севас тюк, «не все жильцы могут реально оценить объем работ и качество обслуживания УК, потому что многие работы проводятся в придомовой зоне, в подвалах, на крышах, где жители, как правило, не бывают и толком не знают, что именно обязаны делать УК. Нам предстоит формировать правовое сознание собственников. Омичи должны понимать, что могут рассчитывать лишь на такой объем услуг, который оплатили».

– УК Центрального округа объединены в ОАО «Центржилсервис», – рассказал генеральный директор ООО «УК «Жилищник 6» Александр Шпаков. – Нашу политику определяет совет директоров, все УК пользуются общей спецтехникой. Но качественно выполнять свои обязанности порой не позволяют неплатежи населения. В основном не платят люди вполне состоятельные и не вполне благополучные. Тем, кто действительно не в состоянии рассчитаться, мы предлагаем отрабатывать долги на уборке территории и других видах работ.

Как считает Николай Мироненко, «по сравнению с 2006 годом многие собственники уже неплохо информированы о том, что и как должны делать УК, и могут осмысленно выбирать, кто именно будет обслуживать их жилье». Но прав не хватает не только у собственников, но и у УК. Так, главный инженер ООО «УК «Жилищник 7» Виктор Батурин посетовал, что «УК не имеют права начислять собственникам пени при неплатежах и не имеют эффективных рычагов воздействия на неплательщиков. Даже при наличии судебного решения взыскать деньги очень сложно».

Больше всего страстей вызвал вопрос выстраивания взаимоотношений между УК и поставщиками коммунальных услуг. На круглый стол были приглашены представители ресурсоснабжающих организаций, которые высказали немало претензий УК. Впрочем, те тоже в долгу не остались, поэтому встал вопрос о необходимости проведения отдельного круглого стола, чтобы участники коммунального рынка могли договориться между собой.

– В Омске есть УК, которые являются исполнителями коммунальных услуг, но большинство УК предпочитают ограничиваться обслуживанием жилья, – считает заместитель генерального директора ОАО «ОмскВодоканал» по сбыту Ольга Смиковская. – Именно поэтому до собственников жилья не доводится информация об исполнении услуг. А четкие правила по передаче домов в управление до сих пор не проработаны городской администрацией, в результате появляются двойные квитанции.

– Мы не можем обеспечить качественную передачу электроэнергии, потому что УК к этому не готовы, – сетует заместитель директора МУП ЭП «Омскэлектро» Сергей Сигуев. – В ходе проверки 4060 омских домов выяснилось, что практически везде щитовые установки не соответствуют техническим требованиям. В 1290 домах отсутствуют приборы учета электроэнергии, а во многих вообще нет линейных схем подключения. Именно УК должны обеспечить качество электроснабжения как исполнители коммунальных услуг.

Жилищники не остались в стороне и также высказывали свои встречные претензии. Так, Оксана Севастюк заметила, что «нельзя все проблемы перекладывать на жилищников. Ресурсоснабжаемые организации по сложившейся судебной практике не могут обязать управляющую компанию покупать ресурс. Так как в противном случае заложником неоплаты ресурсов становятся собственники жилья».

«Постановление правительства РФ № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» должно распространяться на всех поставщиков, а спрашивают почему-то только с нас, – недоумевает Виктор Батурин. – За прошедшую зиму по нашим домам зафиксировано более 200 отключений горячей воды и отопления, но добиться перерасчета по ним очень сложно. Вводы во многих домах давно не менялись и технически устарели, и хотя их замена – это прерогатива «Водоканала», претензии жильцы высказывают УК».

Подытожил этот спор Юрий Шестак: «Когда возникает конфликт интересов управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, жертвами становятся собственники жилья, которые платят деньги и тем, и другим». Но, по большому счету, и УК, и поставщики услуг оказались заложниками в ситуации, когда государство сбросило с себя груз ответственности за состояние жилого фонда, построенного в советские времена, а новые собственники оказались не готовы взять его на себя.

 

От декларации – к ассоциации

По итогам круглого стола была подписана декларация «О добросовестной конкуренции в работе УК Омска». Как отметили представители разных УК, хотя эта декларация не имеет законодательной силы, но поможет сделать более цивилизованным рынок управления жильем в нашем городе. Обязательства, взятые на себя УК, носят добровольный и неформальный характер и, в случае их невыполнения кем-то из участников, скажутся на деловой репутации нарушителей.

Но свою готовность присоединиться к декларации выказали гораздо больше. Подписание декларации свидетельствует о готовности УК вести честную конкурентную борьбу и расширять свою долю рынка за счет повышения качества услуг, а не путем подковерных интриг, и можно не сомневаться, что те, кого они обслуживают, это оценят.

Присоединившихся к декларации можно назвать пионерами цивилизованного омского рынка управления жильем. Первым всегда трудно, но общественное мнение весьма благосклонно к первопроходцам. Ну а тем, кто еще не подписался под декларацией, можно сделать это в любое время, было бы желание. Декларация будет храниться в редакции, так что милости просим.

В процессе обсуждения положений декларации возникла идея о создании ассоциации омских УК, которая могла бы отстаивать интересы участников этого рынка в отношениях с властью и ресурсоснабжающими организациями. В этом году строители, проектировщики и изыскатели должны объединиться в саморегулируемые организации, если хотят продолжить работу на рынке. Представителей других профессий заставили это сделать еще раньше, и до УК у государства тоже рано или поздно руки дойдут. Так что лучше проявить инициативу и организовать ассоциацию, пока этого никто не требует. Хотя бы для того, чтоб не пропасть поодиночке.

Редакция готова провести еще один круглый стол с омскими УК, по итогам которого будут выработаны устав и принципыдеятельности ассоциации жилищников. Дело за малым – чтобы сами УК проявили инициативу. И можно не сомневаться, что ассоциация, как и декларация, пойдет на пользу омскому жилищному рынку, и выиграют от этого все жители нашего города.

ОмскПресс