Нравственность начинается с яслей

Общество

Нравственность начинается с яслей

Уже неделю в школах 19 регионов страны школьники изучают новый предмет — «Основы религиозных культур и светской этики». Омск в число экспериментальных площадок не попал. Но интерес к таким нововведениям в нашем городе определенно есть, ведь подобные дисциплины, что называется на добровольных началах, стали появляться не то что в школах, а даже в детских садах.

Что именно изучать — православие, ислам, буддизм или иудаизм, школьники и их родители выбирают сами. Есть и нейтральный модуль — светская этика, который, по некоторым оценкам, выбрали до 70 процентов участников эксперимента. Но сам факт появления в школе «религиозного момента» до сих пор смущает многих противников нововведения.
Именно он, этот «момент», и был долгое время камнем преткновения для педагога-психолога детского садика № 96 Натальи БРОНИЦКОЙ. Из-за него она несколько месяцев не могла получить официальное одобрение своей авторской программы «Духовно-нравственное воспитание».
— Говорили «уберите религиозную составляющую», — вспоминает Наталья Анатольевна. — Но ведь тогда теряется сама основа…
А основа программы, по словам педагога, — не в приобщении детей к религии, как думали многие рецензенты, а в знакомстве с обычаями и «правилами поведения» той страны, в которой они живут. Отсюда и элементы из православного календаря.
— Такие праздники, как Пасха или Рождество, известны всем, и почти во всех семьях их отмечают, — поясняет педагог. — Но вот историю, причины появления тех или иных традиций мало кто знает. Именно этот пробел я и восполняю.
Это не уроки истории. Занятия. всегда превращаются в настоящие игры — ведь именно так можно завладеть вниманием ребенка. Если тема «Пасха», то педагог не только расскажет, откуда пошла традиция яйца расписывать, но и вместе с ребятишками собственные «шедевры» создадут.
— В детях удивительно сочетаются два момента: с одной стороны, они очень доверчивы, воображение их еще не зашорено, с другой — им все надо потрогать своими руками, — поясняет педагог-психолог. — Поэтому все занятия я стараюсь максимально снабдить наглядными пособиями — это и костюмы национальные, и репродукции икон, и игрушки народные.
Кстати, желание «потрогать своими руками» — не просто прихоть маленьких человечков. Это один из основных способов познания этого мира. И в наше время компьютерных технологий об этом не стоит забывать, замечает психолог. Недостаток тактильных, звуковых ощущений впоследствии может стать причиной как минимум замкнутости, излишней скромности ребенка, как максимум привести к серьезным проблемам в общении, учебе и т.д.
— Именно поэтому часть выигранных денег мы потратили на приобретение оборудования для сенсорной комнаты, — рассказала заведующая детсадом Галина МОСКАЛЕНКО.
— …Мои ножки чувствуют ежиков, а сейчас они чувствуют холодное, а сейчас — море.
Пятилетний Артемка не сон фантастический рассказывает. Он всего лишь описывает свои ощущения, шагая по специальной дорожке в сенсорной комнате.
В этой «волшебной комнате» ребята учатся слышать и чувствовать окружающий мир. Для этого здесь немало интересных вещей: «бассейн», наполненный мягкими шариками, необычный стеклянный шар, переливающийся всеми цветами и издающий звуки природы, стена, усыпанная звездами, светящимися в темноте, и многое другое.
— На каждом занятии ребята получают разные задания, — поясняет психолог. — Например, не глядя нащупать в специальном кармашке предмет и описать его: какой он формы, какой на ощупь и т.д. Или я включаю им запись звуков леса, и каждый из них называет то, что в этом природном хоре услышал. Вот так, в игре, дети учатся различать сигналы этого мира, быть чуткими, внимательными.
— В этом же смысл и занятий по духовно-нравственному воспитанию, — продолжает Наталья Броницкая. — Звучит, конечно, на первый взгляд, чересчур серьезно для детсадовцев. Но если вдуматься: а потом ведь поздно будет… Я хочу, чтобы дети научились элементарной вежливости, правилам поведения в обществе, понимали, где плохой поступок, а где хороший.
И результат заметен достаточно быстро. Педагог приводит такой пример. На первом занятии она предложила детям ситуацию: мама сказала сыну убрать игрушки — что он сделает? Ответ «уберет сразу» почти все объяснили одним — «иначе мама накажет». Через год работы та же ситуация, тот же вопрос. Ответы уже совс
ем другие: «уберет, ведь маме надо помогать».
— А то, что наши ребята знают православные праздники, не вижу в этом ничего странного и опасного, — считает педагог-новатор. — Мы, конечно, живем в много национальной стране, но исторически   так сложилось, что  православие — это основа России. Почему-то никого не удивляет тот факт, что например, в Израиле дети учат историю иудаизма.
Кстати, духовно-нравственное воспитание в детсаду № 96 — явление добровольное. И, надо отметить, все родители — вне зависимости от национальности — дали согласие на посещение их детьми 1этих занятий.

Знакомьтесь!
МДОУ «Центр развития ребенка — детский садик № 96». Победитель конкурсного отбора лучших муниципальных образовательных учреждений 2009 года, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Денежный приз в 1 млн рублей детсад получил, защитив тему «Создание условий для развития физически, психически и нравственно здоровой личности дошкольника».

ОмскПресс