Российские школьники начали изучать новые предметы — основы религиозных культур и светской этики

События

Российские школьники начали изучать новые предметы - основы религиозных культур и светской этики

Новый учебный курс введен с 1 апреля в российских школах в 19 регионах страны. Омская область пока не вошла в их число. Эксперимент распространен на четвертую четверть 4 класса и первую четверть 5 класса. Школьники при участии родителей выбрали, что им изучать: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» или «Светскую этику».

«181 тысяча родителей выбрали общие курсы основ светской этики и основ мировых религиозных культур. За отдельные программы православия, ислама, буддизма и иудаизма — соответственно 83 тыс., 37 тыс., 14 тыс. и 12 тыс. семей, где есть школьники», — пишет «Российская газета».
Как сообщает «Интерфакс», минобрнауки рекомендовало регионам создать специальный координационный орган при губернаторе или вице-губернаторе, и родители смогут направлять туда свои замечания, рекомендации, пожелания. Учебники писали как представители конфессий, так и светские специалисты. Издательство «Просвещение» выпустило больше всего учебников по светской этике — 125 тыс. экземпляров. На втором месте учебники по основам православной культуры, выпущенные тиражом 80 тыс. экземпляров, пособие по основам мировых религиозных культур издано в количестве 60 тыс. экземпляров. Исламскую культуру по учебникам «Просвещения» будут изучать 40 тыс. школьников, буддийскую — 14 тыс. и иудейскую — 12 тыс. детей.
Глава комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин ознакомился с пособиями к новому предмету. По его словам, они «очень интересные, яркие, красочные, с прекрасными иллюстрациями, не только познавательны, но и увлекательно написаны — просто о сложном». Парламентарий обратил внимание на то, что было много споров, ставить ли оценки по новому предмету. «Пока идет эксперимент, оценки по предмету ставить, может, и не нужно, а вот потом — обязательно. Школьник получает удовольствие от изученного, и высокая оценка знаний — это тоже удовольствие. Кроме того, согласитесь, оценка дисциплинирует», — заметил он. Глава комитата уверен, что эксперимент пройдет успешно, и новый предмет приживется во всех регионах страны.
15 тыс. учителей проходили переподготовку в Москве, а также на выездных курсах повышения квалификации в регионах. Преподавать новый предмет будут учителя-гуманитарии — преподаватели начальных классов (поскольку преподавать надо будет 10-летним), историки, обществоведы. Директорам школ рекомендовали премировать учителей за преподавание незнакомого предмета. Содержание и методики преподавания курса будут апробироваться в течение двух лет, а затем введены по всей стране. В течение этих двух лет учителя смогут возвращаться на обучение и общаться со специалистами Академии повышения квалификации в электронном режиме, пообещал ректор академии Эдуард Никитин.
Родители имеют право поменять выбранный курс, и некоторым, вероятно, придется это сделать. Если только один ребенок из «параллели» захочет изучать буддизм или ислам, не во всех школах ему смогут подобрать учителя, который вел бы урок для него одного. В этом случае, вероятно, придется согласиться на урок основ светской этики или истории религий. Отказаться от посещения от уроков основ религий и светской этики вообще нельзя: они не факультативны.

Российские школьники начали изучать новые предметы - основы религиозных культур и светской этикиСергей Юрлов, редактор сайта «Студенческий православный авторский союз«:
«Это очень важный шаг. Хороший предмет – ведь невежество в области духовной приводит к невежеству во всех остальных. В какой-то момент школа самоустранилась от процесса воспитания, это – попытка вернуться, дать детям духовную базу. Но есть проблема – на мой взгляд, далеко не все преподаватели готовы к таким предметам. Важно, чтоб у человека было высшее теологическое образование или чтоб он хотя бы прошел теологические курсы. Потому что иначе легко запутаться в литературе и наткнуться, скажем, на сектантскую. На нашем сайте проводятся online-лекции, посвященные истории религий, их может посмотреть любой человек».

Российские школьники начали изучать новые предметы - основы религиозных культур и светской этикиОшер Кричевский, главный раввин Омской области:
«В
любой идее есть плюсы и минусы. Эта идея в целом хорошая. Люди разных религий и национальностей смогут узнать больше друг о друге и, возможно, избавятся от стереотипов. Услышать о той или иной религии из первых уст — это принесет пользу в любом случае. А в целом, возможно, прибавит дружелюбия и толерантности в обществе. Особенно это важно после последних событий с терактами в Москве».

Российские школьники начали изучать новые предметы - основы религиозных культур и светской этикиФанис Шакирзянов, управляющий делами духовного управления мусульман Сибири:
«Важно, что школьники имеют возможность изучать все религии в равной мере. Наличие такого предмета однозначно лучше, чем его отсутствие. Сейчас некоторые люди в России плохо знают другие религии, и ислам – не исключение. В обществе сформировался стереотип, что эта религия связана с шахидками и взрывами, хотя ислам и террористические организации – разные вещи. Люди не знают, чем занимается, например, наша мечеть. Было бы хорошо, если бы в Омске тоже начали преподавать основы религий».

Российские школьники начали изучать новые предметы - основы религиозных культур и светской этикиВладимир Стрельцов, глава администрации Ленинского округа Омска:
«Думаю, это хорошая идея, на таких занятиях детей научат доброте и терпимости. Это основное, чего сейчас не хватает нашему обществу. В нашей стране много православных, думаю, больше всего детей будет изучать именно эту религию. Но хорошо, что представлены и остальные».

 

 

 

 

Российские школьники начали изучать новые предметы - основы религиозных культур и светской этикиСергей Токаев, начальник управления информационной политики мэрии Омска:
«Преподавание основы религий – хорошая идея. Но важно, чтобы уроки не превратились в агитацию за какую-то одну религию, в проповеди. Нужно, чтоб дети получали знания и информацию и чтоб при этом на них не давили, убеждая в правильности только одной религии. Этот выбор человек делает сам, ориентируясь на семью, страну, на внутренние убеждения».
 

 

Российские школьники начали изучать новые предметы - основы религиозных культур и светской этикиМарина Алексеева, член совета директоров, директор по развитию направления «ИнБГ-Брокеридж»:
«Это хорошо. Без веры во что-то человек не может жить. А что плохого? Ребенок из христианской семьи выберет христианский факультатив, из другой конфессии — другой. Хоть какая-то духовность появится. Современные дети хоть что-то увидят, кроме компьютера и компьютерных игр».

 

 

 

Российские школьники начали изучать новые предметы - основы религиозных культур и светской этикиЮрий Шадрин, правозащитник:
«Я не вижу необходимости загонять религию в школу. Это дело каждого человека. Это вопрос очень щепетильный и тонкий. Тем более что церковь у нас отделена от государства. В свое время РПЦ сама активно продвигала внедрение подобного предмета в школу, а сейчас критикует. Было бы голосование по этому вопросу – я бы проголосовал против».

ОмскПресс