Реконструкцию Омской крепости могут задержать археологи

Общество

Реконструкцию Омской крепости могут задержать археологи

В ходе восстановительных работ на территории Омской крепости, рядом с гауптвахтой, могут воссоздать первое в городе каменное здание – Воскресенский военный собор. Такая идея прозвучала на последнем заседании городского Архитектурно-градостроительного совета в минувшую пятницу. Впрочем, это пока только идея, для воплощения которой потребуется, по всей видимости, более десяти лет. Между тем работы по реконструкции всего комплекса рискуют затянуться. В связи с тем, что в сентябре у Тобольских ворот нашли следы человека бронзового века, археологи грозятся начать на территории всей крепости масштабные раскопки. И хотя пока сроки их даже не определены, до конца раскопок, по закону, здесь ничего нельзя реконструировать. Впрочем, закон допускает вариант: вести работы просто под наблюдением археологов.

В Москву! 
  В минувшую пятницу, 20 марта, члены Омского градсовета ознакомились с тем, как продвигается работа по подготовке к реконструкции Омской крепости. Напомним, что департамент культуры приступил к этим работам в августе. По словам директора департамента Виктора Демченко, за это время ведомству удалось решить имущественные вопросы. В результате оказалось, что в собственности муниципалитета насчитывается 27 800 квадратных метров территории. В ближайшее время она полностью перейдет на баланс автономной организации «Омская крепость», которая будет выступать в качестве заказчика. Кроме того, после многочисленных круглых столов и рабочих групп окончательно стало ясно, что в сохранившихся зданиях разместятся школа искусств, галерея ремесел, мастерская художественных промыслов, выставочно-ярмарочные помещения, два кафе, музей города, центр духовного и интеллектуального просвещения семьи, народный дом искусств, а рядом с Тобольскими воротами появится театрально-музейный комплекс под открытым небом. Кроме того, рядом с существующим бассейном «Пингвин» будут восстановлены «Иртышские ворота». 
  По словам главного архитектора проекта Богдана Мрыглода, некоторые крепостные валы в районе тех же Тобольских ворот будут восстановлены, в остальной же части крепости их контуры будут обозначены цветной плиткой и, возможно, верстовыми столбами. Несмотря на то, что исторически территория крепости была грунтовой, на этот раз ее облагородят и замостят брусчаткой, а вдоль пешеходных дорожек поставят фонари. Для того чтобы максимально использовать исторические данные в дальнейших работах, члены рабочей группы по восстановлению крепости под руководством главного архитектора города Анатолия Тиля в ближайшее время изучат исторические архивы Москвы и Санкт-Петербурга. 
   
  Еще один храм 
  Во время обсуждения прозвучали и другие идеи о том, что можно сделать в крепости. Председатель Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Альберт Каримов предложил установить на территории уменьшенный макет самой крепости по примеру маленькой Голландии, а также восстановить первое в Омске каменное здание – Воскресенский военный собор. Он располагался на месте нынешнего пустыря напротив гауптвахты. Как выяснилось, технически это вполне возможно, однако в таком случае храм разместится в чрезмерной близости от существующего дома, из-за строительства которого, собственно, храм в свое время и снесли. А это недопустимо. 
  – Думаю, здесь спорить не о чем, – поставил точку в обсуждении мэр Виктор Шрейдер. – Коли объект был и есть возможность его восстановить, конечно, надо этим заниматься. Другое дело, что нам придется изменить его функционал, например, это может быть музейный или выставочный комплекс. 
   
  Омская крепость забронзовела 
  Старший эксперт Фонда охраны археологического наследия Светлана Прищенко напомнила присутствующим, что в сентябре во время раскопок у Тобольских ворот обнаружились следы человека, датируемые третьим тысячелетием до нашей эры. По словам археолога, с одной стороны, это может увеличить ценность комплекса для туристов, на территории можно воссоздать жилище древнего человека, с другой стороны – может сильно затянуть процесс создания комплекса. 
  – Пока мы нашли только один памятник, но в месте слияния рек обычно их бывает не один десяток, – рассказала Светлана Прищенко. – Поэтому встает вопрос о необходимости дальнейших исследований не только возле Тобольских ворот, но и на всей территории крепости. 
  А это значит, что по существующим законам работы по восстановлению крепости придется заморозить, а всю территорию перекопать. При этом на эти цели из городского бюджета придется выделить минимум полмиллиона рублей, а раскопки могут растянуться на несколько лет. 
  – Плохо, – расстроился мэр. – Нам бы не хотелось, чтобы за это время крепость продолжила бы разрушаться. 
  Впрочем, по словам Светланы Прищенко, существует вариант, при котором реконструкция все-таки будет идти, как запланировано, но в обязательном присутствии археологов. 
   
  Кто разрушил памятники? 
  Во время обсуждения выяснилось, что несколько лет назад во время строительства нескольких новых зданий на этой территории, в том числе элитного жилого комплекса, возведенного НПО «Мостовик», несколько зданий крепости были безвозвратно утеряны. По словам заместителя председателя Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников Игоря Коновалова, бывшую батальонную кухню 1823 года постройки случайно снесли бульдозером и на ее месте посадили елку, будто бы она тут всегда росла, на месте другого здания организовали грунтоотвал. 
  – Что интересно, эти здания до сих пор числятся в списке вновь выявленных памятников, – заявил Игорь Коновалов. – Я прошу принять меры к сохранности и консервации имеющихся объектов. 
  – Я так понимаю, господин Коновалов поддерживает меня в том, чтобы от слов перейти к делу. Вот только все, о чем вы говорили, происходило до начала действия существующей администрации, – сказал Виктор Шрейдер. 
  – За предшествующие 25 лет до 2005 года в Омске было уничтожено порядка 6 объектов культурного наследия, – поддержал мэра главный архитектор Анатолий Тиль. – С тех пор – ни одного! Более того, на этой территории предыдущей администрацией было выдано 35 актов предварительного выбора участка. Там предполагалось строительство бизнес-центра, торговых комплексов, офисов. И мы три года боролись, чтобы отменить эти решения. К сожалению, не все удалось восстановить, но сегодня можно сказать, что градостроительная вакханалия пресечена окончательно и бесповоротно! 
  В заключение Анатолий Тиль решил поподробнее остановиться на роли бывшего архитектора города Альберта Каримова, который на прошлой неделе в одной из омских газет упрекнул мэрию в бездействии. Но в тот момент, когда Тиль призвал Каримова публично покаяться, мэр его остановил, так как «градсовет – не место выяснения отношений между двумя главными архитекторами». В результате прения были закончены, и члены совета благополучно одобрили работу департамента культуры и архитекторов.

ОмскПресс