Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
26
февраля
вс
День -5
Ночь
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD57.70 58.55
EUR61.20 61.95
 ПокупкаПродажа

18+

CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/)

НовостиОбратите внимание

Заработает ли хартия?

Туристические поездки по-прежнему занимают второе по значимости место в бюджетах российских семей. Однако на рынке туристических услуг падение спроса в 2009 году спровоцировало обострение ситуации с демпингом. Члены Ассоциации туроператоров России вынуждены были даже подписать специальную хартию: скидка на путевку не должна превышать 5–6%. Для Омска эта проблема тоже актуальна: если хартия не заработает, то к лету омские туроператоры ожидают «миграции клиентов» в поисках максимальных скидок.
05.03.2010 04:32
Поделиться:

Ему бы падать, а он растёт!

В прошлом году в России спрос на путевки упал на 20%, и туристические фирмы и перевозчики понесли серьезные финансовые потери. Однако российские юмористы явно поспешили, когда отреагировали на ситуацию вопросом: «Куда следующим летом съездить на трамвае?» Туристические поездки занимают второе по значимости место в бюджетах российских семей – таковы данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения. ВЦИОМ опросил 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России, и выяснилось, что на туристическую поездку в 2010 году собираются потратить средства 13% россиян, что на 4% больше, чем в прошлом году. Причем путешествия оказались для россиян более приоритетными, чем образование, покупка телефонов, автомобилей и бытовой техники.

Со своей стороны аналитическая служба Ассоциации туроператоров России (АТОР) установила, что в январе 2010 года общая интернет-активность пользователей, ищущих в поисковой системе Яндекс туры в различные страны, выросла на четверть относительно уровня января прошлого года. В 1,4–1,6 раза вырос интерес к турам в Египет (лидер спроса – 25%), Таиланд, Турцию и Доминикану, в 1,7 раза – к турам по Европе, в Тунис и туры в ОАЭ, и более чем в 2 раза – к путешествиям в Израиль (см. табл.).

Надо отметить, что в целом структура долевого распределения стран при поиске туров пользователями поисковой системы Яндекс не отличается от основных выводов системы мониторинга цен TourMarket. Info, что позволяет говорить о надежности этого инструмента анализа.

Если же сравнивать запросы по видам туров в январе 2010 года в сравнении с январем 2009 года, то можно сделать вывод о значительном (почти в два раза) увеличении спроса на «туры на море» и «детские туры», более чем на четверть возрос интерес к «турам выходного дня». Зато почти в два раза сократился спрос на «VIP-туры», более чем наполовину уменьшился интерес к «индивидуальным турам» и «бизнес-турам».

Весьма примечательно, что количество запросов туров по России и в Крым в январе 2010 года в сравнении с январем 2009 года выросло почти наполовину. При этом более чем в два раза увеличился спрос на туры по Москве и на треть возрос интерес к турам по Золотому кольцу.

 

«Скидочные» войны

В 2009 году падение спроса на путевки заставило фирмы любыми способами удержать клиента. Самая напряженная борьба развернулась в регионах. Неделю в четырёхзвёздочном отеле Египта можно было купить за 300 долларов, в то время как среднерыночная цена была выше долларов на 50 и более. Такая ценовая политика, считают в АТОР, отрицательно повлияла на рынок, его участники вынуждены были привлекать клиентов исключительно большими скидками, иногда даже себе в убыток. Причем было немало случаев, когда агентства, устроив феерическую распродажу… просто исчезали. В конечном итоге пострадавшими оказывались как туроператоры, так и туристы, которые, оплатив поездку, оставались ни с чем.

Первыми тревогу забили крупные турагентства, работающие на рынке больше десяти лет. Новые компании, еще не сделавшие себе имени, могут снизить стоимость тура на 2–3%, в лучшем случае – на 5%, но когда скидки новичков доходят до 7%, то агентства с опытом и налаженным сервисом уже начинают беспокоиться. А что уж говорить о «скидках» на… 75% от рыночной цены.

Ситуация достигла такого «градуса», что члены АТОР вынуждены были подписать специальную хартию, объединявшую участников рынка в борьбе с демпинговыми ценами. Свои подписи под ней поставили уже 16 туроператоров России и, по словам первого вице-президента Ассоциации Владимира Канторовича, хартию готовы поддержать и другие компании.

По новым правилам, предложенным АТОР, скидка на путевку не должна превышать 5–6%, или 50% от суммы вознаграждения турагентствам (как правило, комиссия турагентства составляет 10–12% от стоимости тура). Если компании все же будут завышать дисконты покупателям, то провинившихся накажут, не доплатив им комиссию за посредничество в сделке. Отслеживать таких продавцов будут, например, через их собственную рекламу – на такую возможность обращает внимание гендиректор компании «Русский Экспресс» Тарас Кобищанов: «В рассылках, газетных объявлениях, Интернете то и дело мелькают фразы «туры по ценам туроператора », «скидки до 10%», «скидки 100% комиссии». К таким, безусловно, необходимо применять меры воздействия, ограничивая их аппетиты в соответствии с положениями хартии».

Между тем некоторые независимые эксперты считают, что диктуемые хартией ограничения невыгодны участникам рынка: крупный бизнес искусственно устраняет конкуренцию между турагентствами. «Поскольку мы вообще категорически против скидок на рынке, то и подписывать такую хартию не стали», – говорит президент «Натали турс» Владимир Воробьев. Заинтересовалась хартией и Федеральная антимонопольная служба, заподозрив в ней попытку недобросовестной конкуренции. Впрочем, ФАС своего окончательного слова еще не сказала…

Если хартия «заработает», то, как обещают туроператоры, стоимость туров просто станет справедливой для всех участников рынка. Правда, потребители в этой ситуации рискуют остаться без путевок «по бросовым ценам». Особенно заметно это может сказаться в тех регионах, где до сих пор шли «скидочные войны» среди турагентств.

Омск тоже не миновала «чаша сия», тем более что омский рынок туризма весьма тесен – в городе числилось более 200 туристический фирм и компаний (правда, за кризисный год из этого списка исчезло немало названий, в том числе и довольно известных). В прошлом году падение объемов продаж омских турфирм доходило до 30% и более. Досталось омскому туристическому бизнесу и от демпинга. И от того, заработает подписанная хартия или нет, во многом зависит и ситуация на этом рынке в сезон 2010 года. А он обещает быть куда более горячим, чем в «кризисное» лето 2009 года.

– В 2009 году оборот у нас упал примерно на 30–35 процентов по сравнению с 2008 годом, в январе 2010 года – еще на 10 процентов, а вот в феврале уже подрос на один миллион рублей, – сообщил корреспонденту «Обозревателя» директор ООО «Евразия-тур» Сергей Савостьянов. – Пока делать какие-либо прогнозы на 2010 год еще рано, но подписание хартии по борьбе с демпингом на туристическом рынке – это совершенно правильное и давно назревшее решение, и нет ни малейших оснований утверждать, что это как-то отразится на стоимости туров. Для Омска эта проблема тоже очень актуальна. Причем солидные агентства до демпинга не опускаются – на них работают имя, авторитет и проверенное качество услуг. И клиенты, как правило, это ценят «больше денег»: зачем в погоне за скидками испытывать судьбу, рисковать отдыхом и немалыми средствами, доверяя их кому попало? Ну а новые агентства, конечно, очень заинтересованы в завоевании своего места на рынке и некоторые из них не брезгуют и супер-скидками. А эта порочная практика сказывается и на клиентуре «старых» агентств. Бывает, что клиенты начинают нас «шантажировать»: давайте скидки или уйдем к тем, кто их предоставляет. И солидные агентства ставятся перед дилеммой: включаться в демпинг или терять клиентуру? Только демпинг никогда ни к чему хорошему не приводил. Если агентство в погоне за клиентом предлагает скидки в размере всех своих комиссионных и даже более, то возникает закономерный вопрос: а на что они собираются, собственно, жить и платить налоги? Впрочем, при запредельной демпинговой практике насчет уплаты налогов уже есть большие сомнения – скорее всего, здесь работают с «чёрным налом».

 

• Самым вопиющим случаем можно считать банкротство турагентства «В отпуск»: по данным туроператоров, работавших с этим агентством, пострадали около 200 человек, а директор компании Лариса Глазеева куда-то пропала. А все началось с того, что агентство очень активно торговало новогодними турами по смешным ценам.

• На московском рынке отличилась компания, которая предлагала туры на Шри-Ланку по цене 20 тысяч рублей на двоих – с перелетом, с проживанием в трехзвездочном отеле в течение трех недель. Причем все это продавалось в конце января на конец марта. На рынке аналогичный тур продают за 70–80 тысяч рублей.

 

КОММЕНТАРИЙ

Елена УДОВЕНКО, менеджер компании «ТРИ КИТА»:

– В принципе, подписание хартии – правильный ход. Действительно, ситуация со скидками вышла из-под контроля, некоторые начинающие компании буквально разрушали рынок, предлагая на свои путевки скидки 8–10 и более процентов. Впрочем, нас это мало коснулось, поскольку у нашей компании уже сложилась серьезная база постоянных клиентов, которые доверяют нашему имени, авторитету и качеству услуг. Тем не менее, если подписанная хартия не заработает, то на омском рынке туризма к лету начнется массовая «миграция» клиентов по агентствам в поисках максимальных скидок.

В 2009 году у нас падение продаж составило порядка 30 процентов, причем более всего пострадали VIP-туры. Но вообще мы ожидали гораздо худших итогов года: он начался с резкого падения продаж, так как люди, даже имеющие свободные средства, стали откладывать их «на черный день». Однако к середине лета турист успокоился, а затем и раскачался, и сезон мы закончили вполне прилично. Сезон 2010 года обещает быть более благоприятным: кризисные страхи прошли, накопился отложенный спрос, и у нас уже довольно активно интересуются путевками на лето, чтобы «наверстать» упущенный прошлогодний отдых.

 

Татьяна СЕМИКИНА, директор туристического агентства «ЭЛИЗ»:

– Проблема, безусловно, актуальна – в прошлом году демпинг, по сути, сорвал сезон. В агентствах, давно работающих на рынке, цены на путевки были практически одинаковыми, и на этом сыграли многие «новички». Они большими скидками переманивали клиентов, ведь стоимость путевок, особенно в кризис, все-таки очень сильно влияет на спрос. В итоге объемы продаж в прошлом году упали на 20–30 процентов, причем туристов меньше не стало, просто упали цены на туры. Так что подписание хартии по борьбе с демпингом – шаг вынужденный, но совершенно логичный, и те туроператоры, с которыми мы работаем, к этой хартии присоединились. Ну а как она будет действовать – это покажет нынешний сезон. В него мы смотрим с оптимизмом: количество звонков с вопросами о турах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло. Люди ведь отдыхать не перестали, тем более в кризис, когда особенно важна психологическая релаксация.

 

Елена ТРОФИМОВА, менеджер компании ООО «Глобал-тур»:

– Проблема демпинга для Омска действительно актуальна, как и для всех городов: кто больше скинет – к тому и пойдут. И не думаю, что подписанная хартия заработает: будет сложно выявить демпингующие фирмы и агентства, которые могут от открытой рекламы просто перейти к телефонным контактам с клиентами, – это тоже обычная практика. Правда, на работе нашей компании, как и других крупных туристических фирм, проблема демпинга на рынке практически не отражается – у нас свои постоянные клиенты. И даже в прошлом году объемы наших продаж не снизились: кто ездил – тот и продолжал ездить. Делать прогнозы на этот год сложно, но звонков с вопросами по летним турам на сегодня ничуть не меньше, чем в прошлом году.

Просмотров: 1235
Для печати Отправить другу На главную

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Несчастливый храм

Летом 2016 года краеведы города Тары были уверены, что борьба за сохранение исторического облика храма, памятника федерального значения – дело чести не только для реставраторов и политиков, но и для каждого жителя города.

588 просмотров
БЦ БЦ "Радуга"

Особое питание для особенных детей

Проект направлен на поддержку детей с тяжелыми заболеваниями, а так же, на семьи с тяжелым материальным положением.

688 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место

Я - доброволец!

Добровольческие мероприятия и акции, проходящие в Омске и области. Сделайте свой город лучше!
Справочник

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2017г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик