Заработает ли хартия?

Обратите внимание

Заработает ли хартия?

Туристические поездки по-прежнему занимают второе по значимости место в бюджетах российских семей. Однако на рынке туристических услуг падение спроса в 2009 году спровоцировало обострение ситуации с демпингом. Члены Ассоциации туроператоров России вынуждены были даже подписать специальную хартию: скидка на путевку не должна превышать 5–6%. Для Омска эта проблема тоже актуальна: если хартия не заработает, то к лету омские туроператоры ожидают «миграции клиентов» в поисках максимальных скидок.

Ему бы падать, а он растёт!

В прошлом году в России спрос на путевки упал на 20%, и туристические фирмы и перевозчики понесли серьезные финансовые потери. Однако российские юмористы явно поспешили, когда отреагировали на ситуацию вопросом: «Куда следующим летом съездить на трамвае?» Туристические поездки занимают второе по значимости место в бюджетах российских семей – таковы данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения. ВЦИОМ опросил 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России, и выяснилось, что на туристическую поездку в 2010 году собираются потратить средства 13% россиян, что на 4% больше, чем в прошлом году. Причем путешествия оказались для россиян более приоритетными, чем образование, покупка телефонов, автомобилей и бытовой техники.

Со своей стороны аналитическая служба Ассоциации туроператоров России (АТОР) установила, что в январе 2010 года общая интернет-активность пользователей, ищущих в поисковой системе Яндекс туры в различные страны, выросла на четверть относительно уровня января прошлого года. В 1,4–1,6 раза вырос интерес к турам в Египет (лидер спроса – 25%), Таиланд, Турцию и Доминикану, в 1,7 раза – к турам по Европе, в Тунис и туры в ОАЭ, и более чем в 2 раза – к путешествиям в Израиль (см. табл.).

Надо отметить, что в целом структура долевого распределения стран при поиске туров пользователями поисковой системы Яндекс не отличается от основных выводов системы мониторинга цен TourMarket. Info, что позволяет говорить о надежности этого инструмента анализа.

Если же сравнивать запросы по видам туров в январе 2010 года в сравнении с январем 2009 года, то можно сделать вывод о значительном (почти в два раза) увеличении спроса на «туры на море» и «детские туры», более чем на четверть возрос интерес к «турам выходного дня». Зато почти в два раза сократился спрос на «VIP-туры», более чем наполовину уменьшился интерес к «индивидуальным турам» и «бизнес-турам».

Весьма примечательно, что количество запросов туров по России и в Крым в январе 2010 года в сравнении с январем 2009 года выросло почти наполовину. При этом более чем в два раза увеличился спрос на туры по Москве и на треть возрос интерес к турам по Золотому кольцу.

 

«Скидочные» войны

В 2009 году падение спроса на путевки заставило фирмы любыми способами удержать клиента. Самая напряженная борьба развернулась в регионах. Неделю в четырёхзвёздочном отеле Египта можно было купить за 300 долларов, в то время как среднерыночная цена была выше долларов на 50 и более. Такая ценовая политика, считают в АТОР, отрицательно повлияла на рынок, его участники вынуждены были привлекать клиентов исключительно большими скидками, иногда даже себе в убыток. Причем было немало случаев, когда агентства, устроив феерическую распродажу… просто исчезали. В конечном итоге пострадавшими оказывались как туроператоры, так и туристы, которые, оплатив поездку, оставались ни с чем.

Первыми тревогу забили крупные турагентства, работающие на рынке больше десяти лет. Новые компании, еще не сделавшие себе имени, могут снизить стоимость тура на 2–3%, в лучшем случае – на 5%, но когда скидки новичков доходят до 7%, то агентства с опытом и налаженным сервисом уже начинают беспокоиться. А что уж говорить о «скидках» на… 75% от рыночной цены.

Ситуация достигла такого «градуса», что члены АТОР вынуждены были подписать специальную хартию, объединявшую участников рынка в борьбе с демпинговыми ценами. Свои подписи под ней поставили уже 16 туроператоров России и, по словам первого вице-президента Ассоциации Владимира Канторовича, хартию готовы поддержать и другие компании.

По новым правилам, предложенным АТОР, скидка на путевку не должна превышать 5–6%, или 50% от суммы вознаграждения турагентствам (как правило, комиссия турагентства составляет 10–12% от стоимости тура). Если компании все же будут завышать дисконты покупателям, то провинившихся накажут, не доплатив им комиссию за посредничество в сделке. Отслеживать таких продавцов будут, например, через их собственную рекламу – на такую возможность обращает внимание гендиректор компании «Русский Экспресс» Тарас Кобищанов: «В рассылках, газетных объявлениях, Интернете то и дело мелькают фразы «туры по ценам туроператора », «скидки до 10%», «скидки 100% комиссии». К таким, безусловно, необходимо применять меры воздействия, ограничивая их аппетиты в соответствии с положениями хартии».

Между тем некоторые независимые эксперты считают, что диктуемые хартией ограничения невыгодны участникам рынка: крупный бизнес искусственно устраняет конкуренцию между турагентствами. «Поскольку мы вообще категорически против скидок на рынке, то и подписывать такую хартию не стали», – говорит президент «Натали турс» Владимир Воробьев. Заинтересовалась хартией и Федеральная антимонопольная служба, заподозрив в ней попытку недобросовестной конкуренции. Впрочем, ФАС своего окончательного слова еще не сказала…

Если хартия «заработает», то, как обещают туроператоры, стоимость туров просто станет справедливой для всех участников рынка. Правда, потребители в этой ситуации рискуют остаться без путевок «по бросовым ценам». Особенно заметно это может сказаться в тех регионах, где до сих пор шли «скидочные войны» среди турагентств.

Омск тоже не миновала «чаша сия», тем более что омский рынок туризма весьма тесен – в городе числилось более 200 туристический фирм и компаний (правда, за кризисный год из этого списка исчезло немало названий, в том числе и довольно известных). В прошлом году падение объемов продаж омских турфирм доходило до 30% и более. Досталось омскому туристическому бизнесу и от демпинга. И от того, заработает подписанная хартия или нет, во многом зависит и ситуация на этом рынке в сезон 2010 года. А он обещает быть куда более горячим, чем в «кризисное» лето 2009 года.

– В 2009 году оборот у нас упал примерно на 30–35 процентов по сравнению с 2008 годом, в январе 2010 года – еще на 10 процентов, а вот в феврале уже подрос на один миллион рублей, – сообщил корреспонденту «Обозревателя» директор ООО «Евразия-тур» Сергей Савостьянов. – Пока делать какие-либо прогнозы на 2010 год еще рано, но подписание хартии по борьбе с демпингом на туристическом рынке – это совершенно правильное и давно назревшее решение, и нет ни малейших оснований утверждать, что это как-то отразится на стоимости туров. Для Омска эта проблема тоже очень актуальна. Причем солидные агентства до демпинга не опускаются – на них работают имя, авторитет и проверенное качество услуг. И клиенты, как правило, это ценят «больше денег»: зачем в погоне за скидками испытывать судьбу, рисковать отдыхом и немалыми средствами, доверяя их кому попало? Ну а новые агентства, конечно, очень заинтересованы в завоевании своего места на рынке и некоторые из них не брезгуют и супер-скидками. А эта порочная практика сказывается и на клиентуре «старых» агентств. Бывает, что клиенты начинают нас «шантажировать»: давайте скидки или уйдем к тем, кто их предоставляет. И солидные агентства ставятся перед дилеммой: включаться в демпинг или терять клиентуру? Только демпинг никогда ни к чему хорошему не приводил. Если агентство в погоне за клиентом предлагает скидки в размере всех своих комиссионных и даже более, то возникает закономерный вопрос: а на что они собираются, собственно, жить и платить налоги? Впрочем, при запредельной демпинговой практике насчет уплаты налогов уже есть большие сомнения – скорее всего, здесь работают с «чёрным налом».

 

• Самым вопиющим случаем можно считать банкротство турагентства «В отпуск»: по данным туроператоров, работавших с этим агентством, пострадали около 200 человек, а директор компании Лариса Глазеева куда-то пропала. А все началось с того, что агентство очень активно торговало новогодними турами по смешным ценам.

• На московском рынке отличилась компания, которая предлагала туры на Шри-Ланку по цене 20 тысяч рублей на двоих – с перелетом, с проживанием в трехзвездочном отеле в течение трех недель. Причем все это продавалось в конце января на конец марта. На рынке аналогичный тур продают за 70–80 тысяч рублей.

 

КОММЕНТАРИЙ

Елена УДОВЕНКО, менеджер компании «ТРИ КИТА»:

– В принципе, подписание хартии – правильный ход. Действительно, ситуация со скидками вышла из-под контроля, некоторые начинающие компании буквально разрушали рынок, предлагая на свои путевки скидки 8–10 и более процентов. Впрочем, нас это мало коснулось, поскольку у нашей компании уже сложилась серьезная база постоянных клиентов, которые доверяют нашему имени, авторитету и качеству услуг. Тем не менее, если подписанная хартия не заработает, то на омском рынке туризма к лету начнется массовая «миграция» клиентов по агентствам в поисках максимальных скидок.

В 2009 году у нас падение продаж составило порядка 30 процентов, причем более всего пострадали VIP-туры. Но вообще мы ожидали гораздо худших итогов года: он начался с резкого падения продаж, так как люди, даже имеющие свободные средства, стали откладывать их «на черный день». Однако к середине лета турист успокоился, а затем и раскачался, и сезон мы закончили вполне прилично. Сезон 2010 года обещает быть более благоприятным: кризисные страхи прошли, накопился отложенный спрос, и у нас уже довольно активно интересуются путевками на лето, чтобы «наверстать» упущенный прошлогодний отдых.

 

Татьяна СЕМИКИНА, директор туристического агентства «ЭЛИЗ»:

– Проблема, безусловно, актуальна – в прошлом году демпинг, по сути, сорвал сезон. В агентствах, давно работающих на рынке, цены на путевки были практически одинаковыми, и на этом сыграли многие «новички». Они большими скидками переманивали клиентов, ведь стоимость путевок, особенно в кризис, все-таки очень сильно влияет на спрос. В итоге объемы продаж в прошлом году упали на 20–30 процентов, причем туристов меньше не стало, просто упали цены на туры. Так что подписание хартии по борьбе с демпингом – шаг вынужденный, но совершенно логичный, и те туроператоры, с которыми мы работаем, к этой хартии присоединились. Ну а как она будет действовать – это покажет нынешний сезон. В него мы смотрим с оптимизмом: количество звонков с вопросами о турах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло. Люди ведь отдыхать не перестали, тем более в кризис, когда особенно важна психологическая релаксация.

 

Елена ТРОФИМОВА, менеджер компании ООО «Глобал-тур»:

– Проблема демпинга для Омска действительно актуальна, как и для всех городов: кто больше скинет – к тому и пойдут. И не думаю, что подписанная хартия заработает: будет сложно выявить демпингующие фирмы и агентства, которые могут от открытой рекламы просто перейти к телефонным контактам с клиентами, – это тоже обычная практика. Правда, на работе нашей компании, как и других крупных туристических фирм, проблема демпинга на рынке практически не отражается – у нас свои постоянные клиенты. И даже в прошлом году объемы наших продаж не снизились: кто ездил – тот и продолжал ездить. Делать прогнозы на этот год сложно, но звонков с вопросами по летним турам на сегодня ничуть не меньше, чем в прошлом году.

ОмскПресс