Владимир ВЕТРОГОНОВ: «В «Аватаре» мне не хватило драматургии»

Культура

Владимир ВЕТРОГОНОВ: «В «Аватаре» мне не хватило драматургии»

Инженер-кораблестроитель Владимир Ветрогонов, вернувшись из кругосветного плавания, круто изменил свою жизнь. Он взял курс на театр. В этом году главный режиссер омского ТЮЗа отмечает тридцатилетний юбилей творческой деятельности.

– Владимир Юрьевич, расскажите, пожалуйста, как изменился за это время театральный зритель?

– Все культурные ориентации изменились в соответствии с возникшими новыми ценностями. Сегодня, к примеру, все в восторге от «Аватара», я тоже решил сходить и посмотреть, что же там такого захватывающего.

– И как фильм?

– Грандиозное кино, потрясающие спецэффекты. В прежние времена я и подумать не мог, что будут снимать такие фильмы. «Обитаемый остров» отдыхает по сравнению с «Аватаром». Да, фильм впечатляет своей масштабностью и красотой, но в нем нет драматургии, или, точнее, драматургия однозначна. Здесь нет перипетий, которые бы что-то решили по отношению к этим людям, ведущим войну. Да, пришельцы вторглись на чужую планету, да, вначале техника подавляет естество, а в конце – естество уничтожает технику. Но все это я уже проживал в литературе, пусть не в таких масштабах, но это у меня уже было, ничего нового я не открыл для себя. А ведь можно было поднять и другую сторону – тех, кто пришел на чужую землю. У них же есть своя отчизна, можно было раскрутить и этот клубок.

– Значит, фильм не зацепил?

– Да, душой я не волновался. Спецэффекты классные, но внутри у меня ничего не колыхнулось. Так вот эта поверхностность и есть признак возникающих новых зрительских ориентаций. Сегодня очень сложно встретить в кино углубления в человеческий мир собеседника. В театре пока это осталось, может, именно поэтому зритель идет к нам, только здесь он может встретиться с душевным волнением.

– Как вы считаете, нужно ли в театре использовать современные средства для привлечения зрителей?

– Безусловно, формы должны быть современными. Весь вопрос в том, что вы туда вкладываете. В «Аватаре» чего-то недоложили, я пока не думал, что именно. Если бы у меня были в арсенале такие средства, я бы с удовольствием их использовал в театре. Вот недавно я поставил спектакль «Про слона Хортона», это яркое и заразительное шоу. В нём мы несколько иначе подошли к оформлению: не традиционный театральный задник, а современный баннер, только гигантский. Ведь внимание зрителя нужно сначала взять, а уже потом что-то с ним делать. А если нравоучать, то после первых пяти минут спектакля зрители разбегутся. Да я и сам не люблю, когда нудят, читают морали – что хорошо, а что плохо. Зритель – это собеседник, только за непринужденной беседой можно откровенно поговорить, о чем-то высказаться и найти выход из проблемы.

– Вам довелось поработать во многих театрах страны. Как вам омский зритель?

– Я приезжал в Омск в семидесятых годах, здесь работали мои друзья. Так вот хочу сказать, что театральность прошлых лет не сравнить с сегодняшним днем. Спектакли не изменились, но театральность как таковая начинает снижаться. Американские ученые провели исследование и подсчитали, что в театр ходят 7–7,5% горожан, хотя я думаю, что в Омске этот показатель немного выше – 9–10%. Вот и посчитайте, сколько ходит омичей на спектакли. Сегодня почему-то приходится затаскивать зрителя на хороший спектакль, рассказывать ему, что к чему. К примеру, книги Акунина расходятся громадными тиражами, но непонятно почему, когда на афише стоит Акунин «Пиковый валет», аншлага нет. Сейчас формируется новое общество, и очень важно в этот момент привить молодежи подлинную культуру, истинные жизненные ценности.

– Владимир Юрьевич, спасибо за столь интересную беседу. С юбилеем, желаем вам творческих успехов!

 

КСТАТИ

В апреле омичи смогут насладиться новым творением Владимира Ветрогонова – спектаклем «Метро» по произведению Николаса Байера.

ОмскПресс