Конкурсы не двигают недвижимость

Бизнес

Конкурсы не двигают недвижимость

Департамент имущественных отношений администрации Омска планирует инициировать обращение в Госдуму, а также в ассоциацию «Сибирское соглашение» с просьбой смягчить новый закон «О конкуренции». Так как с недавнего времени для аренды муниципальных помещений требуется обязательное проведение конкурсов, а предоставление льготных условий аренды сильно усложнилось, малый и средний бизнес стал меньше интересоваться городской недвижимостью. В результате более 20 тысяч квадратных метров городских помещений сейчас простаивает, а бремя по их обслуживанию ложится на городской бюджет.

Обсуждению текущего состояния муниципальной недвижимости в минувшую пятницу была посвящена коллегия в Омской мэрии. По словам директора департамента имущественных отношений администрации Омска Юрия Гамбурга, причиной для отдельного заседания стало новое федеральное законодательство, которое создало департаменту массу проблем. В частности, речь идет о Федеральном законе № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который вступил в силу 2 июля прошлого года. Согласно документу, отныне договоры аренды муниципального имущества могут заключаться только по результатам аукционов и конкурсов, для того чтобы исключить коррупцию. Однако на деле предпринимателей это только отталкивает. Из двух проведенных аукционов на первый заявок не поступило вообще, по результатам второго было заключено всего три договора аренды. Во-первых, для предпринимателей часто неприемлемо ждать месяц с момента уведомления о конкурсе до его проведения, особенно в условиях перенасыщенного рынка. Во-вторых, цена в результате торгов зачастую становится далеко не самой привлекательной. Кроме того, так как оценщиков нужно выбирать также путем конкурса, время подготовки объектов к конкурсу занимает от трех месяцев и больше.

Запрещает 135-ФЗ и перенаём, поэтому для арендаторов со стажем нет никаких гарантий, что они останутся в их привычном помещении и дальше. «Подпортил» закон и тем, кто зарабатывает деньги на субаренде, например в случае мини-рынков. Отныне для каждого договора субаренды также необходимо проводить торги.

Раньше предприниматели могли рассчитывать на минимальную арендную ставку в случае, если они вкладывали собственные средства в капитальный ремонт снимаемого помещения. Однако теперь и это противозаконно. Более того, вложившийся арендатор даже не получает гарантии того, что он в этом помещении останется. А только в 2008 году предприниматели вложили в ремонт 42 млн рублей. По новому закону, конечно, предусмотрена возможность льготной арендной ставки, но для того, чтобы ее установить, теперь нужно обязательное разрешение Федеральной антимонопольной службы. А в этом случае предпринимателю придется уплачивать 10 тысяч рублей пошлины. В городской бюджет эту сумму заложить проблематично, так как предугадать результаты аукционов невозможно.

Похожая ситуация сложилась и с договорами доверительного управления. Довериться кому-либо мэрия теперь может тоже только по результату конкурса. Это, кстати, касается и муниципальных предприятий и учреждений, которые пользуются недвижимостью безвозмездно как раз по подобным договорам, но на безвозмездной основе. Как в таком случае можно рассчитывать на победу в конкурсе, пока не совсем ясно.

Несмотря на то, что недавно был принят Федеральный закон № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства», который вроде бы позволяет предоставлять пустующие помещения малому и среднему бизнесу без конкурса, 135-ФЗ эту возможность фактически исключает. Единственное, на что сейчас могут претендовать предприниматели, так это на право преимущественного выкупа арендуемого помещения.

По словам Юрия Гамбурга, все это привело к тому, что около 10% муниципальных помещений (20 тысяч из 180 тысяч квадратных метров) сейчас пустует и вместо доходов приносит бюджету убытки, так как недвижимость нужно еще содержать. И существует опасность, что в будущем расходы от консервации помещений превысят доходы от аренды.

– С учетом сложившейся ситуации на рынке страны и на рынке коммерческой недвижимости, – заявил Гамбург, – по мнению департамента имущественных отношений, закон не только не поддерживает, но и является преждевременным.
Данные нормы могут повысить эффективность только в нормальной экономической ситуации.

Чтобы исправить ситуацию, директор департамента предложил инициировать обращение в Госдуму, чтобы депутаты отменили или приостановили действие спорных статей 135-го закона.

– У нас вообще-то сил-то маловато у муниципалитета, – засомневался в успешном исходе дела почетный гражданин Омска Юрий Глебов. – Может быть, стоит объединиться всему Сибирскому округу и отправить послание в нашу Думу?

Первому вице-мэру Владимиру Потапову предложение бывшего градоначальника показалось разумным, поэтому в окончательный текст решения коллегии вошло не только предложение Юрия Гамбурга, но и пункт, согласно которому к вопросу должна быть подключена межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение».

 

Виталий ПЕХТЕНКО

ОмскПресс