Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
19
ноября
вс
День −2
Вечер −2
Бензин в Омске
АИ-9234.25АИ-9538.05
АИ-9840.00ДТ35.60
USD59.00 59.45
EUR69.20 70.10
 ПокупкаПродажа

БлогиНаукаВладимир Кожевников

Дивиденды гуманитарного образования: миф или реальность?

Главная новость
Люди впадают в ступор, когда в ответ на вопрос "а какое у тебя образование" слышат гордое "я – историк".
17.06.2014 14:04
Поделиться:

В большинстве своем они продолжают свои расспросы с нескрываемым ужасом: "а зачем тебе твой истфак нужен, ты же только учителем работать сможешь", "небось, только и делаешь, что горшки протираешь в музее", "зачем тебе эти мертвые цари вообще нужны", "а как ты деньги вообще зарабатываешь" и так далее.

Более начитанные собеседники включают режим беседы под названием "тыжысторик": "а как звали помощника помощника заместителя помощника министра, который сказал такую вот фразу…", "а сколько жен было у брата царя…" или "как назывались плиточки, которыми выкладывали основания столбов возле общественных туалетов в Риме в начале I века…", "как этого можно не знать…", "да чему вас учат…" и тому подобное.

Но самое неприятное во время собеседования при устройстве на работу услышать фразу (звучащую как диагноз): "а может вам ещё где поработать, с вашим-то образованием, а"?

Классическое гуманитарное образование в глазах большинства людей выглядит как некий рудимент далекого прошлого, практическая значимость которого равна нулю в современном мире. Попробуем разобраться в том, что можно почерпнуть для себя, изучая "умерших царей", "давно умерших поэтов" или "совсем умерших философов".

Во-первых, конспектирование. Казалось бы, чего сложного в том, чтобы записать своими словами то, что рассказывает лектор? В действительности суть этого процесса не просто в пересказе лекций своими словами, а в постоянном анализе получаемой информации, выделении из неё самого важного, не говоря уже о её систематизации.

Во-вторых, практические занятия. Несмотря на то, что в списке литературы могут быть отдельно выделены страницы, необходимые для изучения (правда, их может быть как 5, так и 50 или 100) необходимо внимательно прочитать научный текст или источник, прочувствовать его и выделить наиболее важное. Если дано несколько источников по одному вопросу, то ещё и сопоставить их. Можно попытаться прочитать всё с листа и на этом успокоится. Но, скорее всего, начнутся каверзные вопросы со стороны преподавателя, желающего понять то, насколько хорошо студенты разбираются в теме занятия. Здесь уже будет необходимо подключить дополнительные навыки, чтобы поддерживать дискуссию.

В-третьих, умение говорить. По словам одного очень талантливого оратора, "историк должен не только анализировать информацию, но и доказывать свою точку зрения". Выступая на семинарах, студенты учатся правильно говорить и корректно и четко выражать свои мысли. Но одно дело – затеряться в общем «многоголосии», а другое дело – выступать с сообщением перед аудиторией, что позволяет поднять коммуникативные навыки на новый уровень. Дополнительно развить навыки позволяют выступления на различных конференциях.

В-четвертых, написание курсовых работ или курсовых проектов. Для того, чтобы подготовить хорошую работу, необходимо не просто "переписать всё с двух-трех книжек", а проявить свои аналитические способности, которые нарабатываются за время подготовки к практическим занятиям. Правда, задача тут стоит не просто ответить на 3-4 вопроса, а решить несколько исследовательских задач (пусть и не больших), изложить свои размышления понятным и доступным языком (избегая упрощений и вульгаризации) и обосновать свои наработки во время практического семинара.

В-пятых, общественная жизнь учебного заведения. Данный род деятельности способствует развитию организаторских способностей (Людмила, героиня фильма "Москва слезам не верит", уверяла, что самое главное – научится управлять тремя людьми, и после этого можно руководить любым коллективом).

В-шестых, планирование. Учебный год разделён на семестры, в конце которых начинаются контрольные недели, а затем экзаменационные сессии. Часто для допуска к тому или иному зачету или экзамену требуется выполнение письменных работ, написание которых совмещено с подготовкой к сдаче курсовой работы (и это все помимо текущих практических занятий). Чтобы все работы были сданы вовремя, от студента требуется составление индивидуального рабочего графика и умение расставить приоритеты.

Китайский философ Конфуций ещё более двух тысяч лет назад отметил: "Тот, который передвигает горы, сначала убирает маленькие камешки". Учебные задания, какими бы они ни казались мизерными, в своей совокупности являются упражнениями для мозга, а мозг – это своеобразная мышца, которая нуждается в постоянных тренировках. В сущности, если подойти продуманно к получению образования, у каждого появляется возможность выработать ряд необычайно ценных в профессиональной деятельности навыков. Самое главное – наличие определенной системы, в которой чётко должно быть отражено, что человек желает получить для себя по окончании учебного заведения (хотя часто, в первые 2 года обучения, это может не осознаваться в полной мере). Система позволяет воспринимать взаимосвязанность выполняемых задач, что также приводит к повышению уровня ответственности не только перед собой, но и перед будущими работодателями и коллегами.

Просмотров: 1583
Добавить комментарий [Условия размещения]
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
© СИ Омскпресс 2009-2017г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик